Матвиенко разбомбила Читу и улетела в Китай - события недели
Всего за несколько часов в Чите спикер Совфеда:
- возмутилась «раздолбанной» Театральной площадью с «уродищем-фонтаном»;
- встретилась со специально отобранной общественностью на абсолютно пустой площади Ленина, откуда сотрудники ФСО прогнали даже голубей;
- поспорила с главой Читы Анатолием Михалёвым, «сгущают» ли краски в отчётах о загрязнении воздуха;
- пригрозила начальнику полиции края Александру Щеглову проверкой из-за «чёрных лесорубов».
Вторым по разрушительности происшествием после визита Матвиенко стали ливни, обрушившиеся на Забайкалье в выходные. Поднялся уровень воды в большинстве рек, низменные участки Читы, Нерчинска, Сретенска, Кокуя и десятков сёл оказались под угрозой затопления. Перебои с электроснабжением наблюдаются на территории всего края.
Роман Шадрин: Как победить пьянство?
На последней сессии депутаты краевого заксобрания сразу в двух чтениях приняли законопроект о продлении времени продажи алкоголя в регионе на 6 часов - с 8.00 до 23.00. О том, что сокращённое время торговли дало совсем не тот эффект, которого ждали, сказано и написано тысячи слов. Пить меньше не стали, но получили рост теневого рынка с прямыми убытками и возросшей долей суррогата на одну грешную душу населения. Ерунда получилась. Но согласны с этим не все. На той же сессии депутат Сергей Белоногов включил голос морали: «Такое впечатление, будто мы с ума сошли. Коллеги, что мы делаем вообще? Вы не бываете в районах, в деревнях? Ну давайте 24 часа торговать, совсем хорошо будет, давайте спаивать. Людей надо приучать к другому, а не к этому беспробудному пьянству».
Уверенность в том, что проблему реального пьянства в крае можно решить такими вот неработающими запретами, можно транслировать и на другие проблемы региона. Смотрите, на этой же неделе Забайкальский край оказался в лидерах среди регионов России по доле преступлений, совершенных несовершеннолетними в первой половине 2018 года. Удельный вес несовершеннолетних среди всех преступников в Забайкалье составил 7,9%. Как с этим бороться?
Есть два варианта. Первый, зараза, дорогой и трудозатратный - нужно максимально полно вовлекать всех без исключения детей в такую систему воспитания, образования и организации досуга, при которой ребёнку красть, хулиганить и вообще третировать моральные нормы будет некогда, незачем и попросту зазорно. Этому должны способствовать хорошие школы, сконцентрированные на своей работе, и не думающие о задержках зарплат учителя, доступные спортплощадки, турпоходы, школы искусств, профориентационные кружки, организованный летний и каникулярный отдых и многое, многое другое. Работая с каждым ребёнком и его системой ценностей, мы можем и должны снизить процент детской преступности, влияя тем самым и на долю преступности взрослой - рекрутируют в неё далеко не пожилых людей.
Второй вариант проще - сократить время, в которое человек считается ребёнком. Пропечатал в газете и шабаш - на следующий год детей-преступников будет меньше.
Я это к тому, что надо перестать считать ханыгами всех, кто имеет и реализует право купить вечером бутылку вина или выпить пару рюмок за ужином после рабочего дня. Это банальное ханжество - считать всех вокруг алкашами. Надо сосредоточиться на главном и принять факт - победить реальное, безумное, разрушительное пьянство в крае можно и нужно, но это дорого, трудозатратно и очень сложно. Начинать, опять же, нужно с детей.
Юлия Скорнякова: Когда молчит полиция
Наверное, это не было бы событием недели, если бы не в Чите мальчик. С начала чемпионата мира по футболу в пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю не комментируют никаких ЧП, включая ДТП, задержания, ограбления и любые потенциально опасные происшествия. Винить в том руководство региональной пресс-службы или думать про безумие краевого же руководства полиции невозможно, потому что то же самое происходит в других регионах. Строгая установка из УМВД России на время чемпионата, чтобы пустить пыль в глаза, делает из своих подчинённых врунов и почти преступников, и вот почему.
Когда где-то друг в друга врезаются машины и блокируется трасса, люди имеют право это знать и понимать, как объехать этот затор, потому что там может помчаться скорая, пожарная, кому-то стать плохо, а кто-то может заторопиться домой, потому что не выключил утюг. Быть может, это не так очевидно начальникам в Москве.
Но когда пропадает ребёнок, и от того, как быстро об этом оповестят всех, кто может что-то знать о его судьбе, зависит его жизнь и здоровье, отказ полиции говорить - это преступление.
Вы, полицейские, можете любить играть в футбол и хотеть, чтобы у заграничных гостей осталось максимально приятное впечатление от страны, но от этого преступлений в России не становится меньше. Именно такое молчание - как повязка на глазах у тех, кто обязан защищать и предупреждать. Чемпионат пройдёт, а вы останетесь в этой стране сводить статистики жертв и пострадавших. Будет ли там строчка "Можно было найти быстрее, если бы мы не сошли с ума из-за футбола?"
Екатерина Шайтанова: Ничего не ответила рыбка
«Единая Россия» на этой неделе (а вообще-то, конечно, раньше, ещё до начала избирательной кампании) с выборов Элину Акулову - одну из немногих депутатов заксобрания, умеющих работать на совесть, а говорить прямо. С учётом того, что списки будущей законодательной власти в регионе формирует власть исполнительная, а в исполнительной власти - лично, я подозреваю, вице-премьер краевого правительства Дмитрий Кочергин, роль партии в этом процессе, к сожалению, минимальна.
К сожалению, потому что с каждым годом единороссы всё меньше становятся похожи на живых людей, а всё больше на функции. Функции, которые могут голосовать, могут выступать с о том, что все победители праймериз будут баллотироваться, и не могут вспомнить, как вести себя в ситуации, когда кого-то сливают.
Процесс при этом был организован бездарно и, я полагаю, что ещё и трусливо. Потому что устроить интриги, измеряемые в гига-Ришелье, привычно, а разговаривать с людьми - хлопотно, неприятно, а главное - страшно.
Вероятнее всего, личных разговоров в конкретно взятой ситуации не было тоже - поскольку вообще-то Акулова пошла на праймериз по одномандатному избирательному округу, явно не исходя из того, что потом возникнут некие «политические , и выиграла их. По всей логике дальше партийная конференция должна была выдвинуть её на выборы в заксобрание. Но где логика, а где действия исполнительной власти, с которой можно даже не заметить, как оказался в опале - даже если она называется некими политическими обстоятельствами. Кто знает, может, для этого достаточно публично заявить, что не любишь глупых . Или что угодно.
Честно говоря, больше даже того, что «Единая Россия» принесла себя правительству, я расстроена отсутствием в ней людей, которые, несмотря на всё, найдут в себе силы что-то сказать.
Комментировать произошедшее не стал ни лидер единороссов Сергей Михайлов, которому звонили несколько дней подряд (я подозреваю, что по той же причине: разговаривать страшно, а не брать трубку - вроде бы ничего, человек занятой, позвонят и перестанут), ни его коллеги по партии. Не было у «Единой России» и традиционной пресс-конференции, на которую раньше было принято приходить чуть не втроём. Это всё то же - придётся что-то говорить, а что тут скажешь, если ты рыбка.
Андрей Козлов: Чита Ядрищенского
Руководитель компании «Водоканал–Чита» Андрей Ядрищенский 5 июля комментировать ИА «Чита.Ру» факт ненормативного сброса какой-то грязи в Читинку.
О сбросе «Водоканалом» «отходов жизнедеятельности» без обработки сообщило ГТРК «Чита». По информации телеканала, факт установлен природоохранной прокуратурой, в месте сброса стоит неприятный запах и плавает мёртвая рыба, «Водоканал» заплатит штраф в 80 тысяч рублей. Совершенно не исключено, что там нет никакой катастрофы, и можно всё спокойно объяснить, но Ядрищенский не считает нужным ничего объяснять, а с принадлежащей государству телерадиокомпанией как-то там всё «порешал», что тоже много чего демонстрирует.
Ядрищенский много лет управляет «Водоканалом» и почти 10 лет сидит в гордуме Читы, якобы представляя интересы горожан. Доходы этого неразговорчивого мужчины около 3,5 миллионов рублей в год — в среднем 250 тысяч рублей в месяц зарабатывает человек. Эти деньги ему платят жители Забайкальского края, которые платят налоги и перечисляют «Водоканалу» платежи за воду, которую «Водоканал» извлекает из недр народной земли и народу же продаёт. Рыночная, в общем, экономика.
«Водоканал» полностью принадлежит комитету по управлению имуществом Читы, то есть всё тому же народу. Выручка этой муниципальной конторы, по данным системы «Скрин-контрагент», в 2016 году составляла 877 миллионов рублей, чистая прибыль — 16 миллионов рублей. Успешный, в общем, менеджер.
Ядрищенский при этом не считает нужным ничего журналистам объяснять и вообще вряд ли соотносит свою работу с какими-то там народом. Я примерно могу представить его лицо, когда он это читает, потому что он так долго сидит в городской власти, что журналисты успели выучить всю его мимику. Сам он вряд ли меня знает или когда-нибудь видел, потому что, как и его многолетний начальник, мэр Читы Анатолий Михалёв, со СМИ он почти не контактирует, потому что кто мы такие вообще? Если чиновники от региональной власти перестали что-либо объяснять только после того, как к власти пришла Наталья Жданова, то городские чиновники ничего не говорят уже почти 20 лет — с тех пор, как на Бутина, 39 воцарился Михалёв, исключительное право задавать ему вопросы есть только у телекомпании «Альтес», и за это опять платим мы. К слову, Наталья Жданова - сама выходец из михалёвской системы и вряд ли стоит удивляться тому, что мы два года вообще не понимаем, что делает региональное правительство во главе с губернатором.
Внешний вид Читы, которая медленно превращается в одну огромную затопленную дождевой водой помойку с обрубленными почти под корень тополями, посреди которой растут уродливые торговые центры, и масштабы единения жителей города с этими вот «эффективными менеджерами», депутатами и чиновниками городской администрации — результат работы Михалёва и его окружения, Ядрищенского в том числе. Принято считать, что без них было бы ещё хуже, и мы обязаны этот город просто по факту жизни здесь — типа как родителей: просто за то, что они родители. Но как бы я ни был в родном городе, у меня каждое подобное выступление, в котором эти живущие на наши деньги люди нагло, агрессивно и цинично демонстрируют истинное отношение к городу и живущим тут людям, уменьшает уверенность в том, что я хочу тут жить, и усиливает желание сделать всё для того, чтобы здесь не жили мои дети. Я знаю, куда я, по мнению этих ребят, могу засунуть это своё желание, мнение и вообще всё, что я думаю и чувствую, но и они могут не сомневаться, что со всеми у них порешать не получится, даже если их стараниями отсюда уедут последние имеющие хоть какое-то мнение люди.
Валентин Булавко: Откровения о «плохой Чите»
Посетившая город Валентина Матвиенко не открыла читинцам ничего нового. Не только потому, что Театральная площадь «раздолбана» уже неприлично давно, «уродище-фонтан» был таким ещё при проектировании, а разбитые и поросшие «бурьяном» улицы почему-то стали привычным пейзажем. Спикер Совфеда, в общем-то, почти дословно повторила губернатора Наталью Жданову и главу города Анатолия Михалёва, в июне поочерёдно назвавших свою столицу чем-то вроде грязной дыры.
«Пока не изменится вопрос межбюджетных отношений. Пока органы государственной власти не поймут, что при бедных муниципалитетах не будет богатого субъекта, мы никуда не сдвинемся. [...] Будем постоянно слышать, что Чита — это дыра, что администрация города ничего не делает. Но я их не виню, они сегодня работают в условиях выживания», - заявил Михалёв 19 июня на слушаниях по исполнению бюджета «выживания» за 2017 год.
Всего через неделю Жданова вместе с министром Волковым и вице-премьером Кулаковым отчитала руководителя администрации Читы Олега Кузнецова за попустительство при уборке города.
«Или что, пусть Чита пребывает в таком же унылом, грязном состоянии, в котором он находится на сегодняшний день?» — обратилась Жданова к поникшему сити-менеджеру.
Примечательно, что осознание «ущербности» поднялось с муниципального уровня на краевой и только потом оказалось подтверждено на федеральном. Поэтому «вассалы» оба раза были готовы к публичной порке «сеньоров» и, более того, уже успели превентивно оправдаться, переложив ответственность на вышестоящих коллег.
Никакого катарсиса для Читы не случилось. Город продолжил жить своими серыми буднями.
Михалёв, Кузнецов и Жданова могли бы, вооружившись лопатами и метлами, убрать какую-нибудь несанкционированную свалку. Такой поступок стал бы отличным пиар-ходом, но до выборов далеко, потому на самоотверженный популизм никто не решится. Да и не должны руководители убираться - это всё равно, что официально заверить свою некомпетентность и неспособность наладить контроль.
Проблему неухоженности Читы можно решить, только изменив подход к благоустройству, которое сейчас финансируется по остаточному принципу, но главное - к восприятию города, который чиновники, кажется, видят цифрами в сметах и прямоугольниками на планах.
Способна ли на перемены команда вечного Михалёва - вопрос большой и открытый. Но то, что «хозяин Читы» запустил свои владения - теперь факт, признанный на самом высоком уровне.