Экскурс в историю Тувы: Герои Социалистического труда
Редакция еженедельника «Плюс Информ» начинает публикацию материалов новой рубрики «Человек труда». Сильная экономика, в том числе экономика малых сел, – это стабильное производство, планирование и, конечно же, люди, толковые, знающие руководители. Сегодня мы вспоминаем о двух выдающихся сельчанах-хозяйственниках Тувы.
Петр Васильевич Астафьев
Старожилы Пий-Хема хорошо помнят, как много лет назад выбирали председателя колхоза «Красный пахарь». Доверили руководить хозяйством Петру Астафьеву. Шел ему тогда двадцатый год. Голосовали за него дружно: свой-де, вырос в Туране, людей знает, и люди его знают с малых лет. А достались в наследство новому председателю печать и... полмиллиона рублей долгов. Так на плечи вчерашнего мальчишки легла нелегкая ноша ответственности за колхоз, за село, за будущее людей – и молодых, и пожилых.
С большими трудностями пришлось столкнуться Петру в самые первые дни своего председательства: у многих односельчан вошло в привычку «убивать время» в безделье. Надо было ломать прежние устои, и Астафьев на первом же заседании правления выдвинул условие – надо наладить жесткую дисциплину. Без нее ничего невозможно добиться. Поначалу члены правления собирались чуть ли не каждый день, обсуждали положение, принимали решения, советовались со стариками – с теми, в ком житейская мудрость сочеталась с крепкой верой в колхозную жизнь.
...Уже многое было сделано, уже всюду говорили, что колхоз встал на ноги, но Петр Васильевич и активисты ломали голову: почему все-таки у людей нет хозяйского интереса к артельному? На собраниях не раз и не два резко говорилось об этом, всерьез сшибались мнения. Впредь решили считать так: один лодырь – позор для всех колхозников, один прогул – пятно на всех, один случай брака в работе – беда всего коллектива. И постепенно, из года в год, преображалась земля. Преображались и люди. Астафьев учился сам и учил других считать колхозную копейку.
С января 1962 года хозяйство перешло на денежную оплату труда. Это был нелегкий шаг, не всем он пришелся по душе. Но откровенность и уверенность председателя убедили колхозников в том, что Петр Васильевич все-таки на правильном пути.
Производство налаживалось. И растениеводство, и животноводство стали приносить немалую прибыль. Изменения произошли весьма значительные: труд стал нормированным, поднялся и стал стабильным заработок на всех участках «Красного пахаря». И со стороны могло показаться, что все будто получалось без напряга. А на самом деле колхоз, возглавляемый Петром Васильевичем, шел далеко не торными путями, а порой – совершенно новыми в условиях Тувы. Не зря на базе хозяйства была организована первая в республике школа руководителей среднего звена.
К Петру Васильевичу Астафьеву пришли признание, известность. И золотую медаль Героя он, по мнению земляков, заработал многолетним честным, самоотверженным трудом.
Василий Оюнович Янчат
Раньше пшеничные поля совхоза «Победа» Кызыльского района почти вплотную подходили к серебристому зеркалу озера Чедер. Под легким ветром шелестели налитые колосья, запахи пыли и увядших трав смешивались с ароматом нового зерна. По полю ровно и уверенно шли комбайны...
Стоял знойный август 1973 года. На поле, где работал знатный механизатор республики, Герой Социалистического Труда В. О. Янчат, приехала группа журналистов. Им важно было узнать, как работают Василий Оюнович и его товарищи.
Хлеба в том году в республике уродились на славу, и все было мобилизовано на то, чтобы в самые сжатые сроки, без потерь собрать рекордный урожай. На полях счет шел не на часы, а на минуты. Гул комбайнов полеводческой бригады, которой руководил Василий Оюнович Янчат, в ту горячую пору не смолкал до одиннадцати ночи, иногда – до двенадцати. А наутро вместе с зарей механизаторы вновь садились за штурвалы, и вновь – невообразимый зной, пыль, тряска, темные полосы от пота на рубашках хлеборобов... Что и говорить: любая работа трудна, если к ней относиться серьезно, со всей ответственностью. Намолотить за две недели 15 тысяч центнеров зерна одному комбайнеру не просто. От человека требуется полная самоотдача, а она приходит, наверное, от осознания того, что его работа нужна хозяйству, району, стране.
Василий и его товарищи в ту осень снова добились своего: собрали урожая больше, чем в минувшем году. А ведь В. Янчат думал, что цифры, достигнутые в 1972-м, вряд ли можно превзойти: тогда с каждого из трех тысяч гектаров бригада получила по 15 центнеров зерна. Успех, без сомнения, был небывалый, за что Василий Оюнович получил золотую медаль Героя Социалистического Труда и Орден Ленина.
Самая высшая награда Родины, конечно же, была вручена ему не только за весомые результаты, достигнутые каждодневным самоотверженным трудом, но и за те истинно человеческие качества, которые присущи честным, порядочным и отзывчивым людям. Журналистам, побывавшим тогда на полях и в селе, жители и директор совхоза многое рассказали о Василии. Его, говорили они, все знают, как надежного работника с творческим отношением к труду. Придумать приспособление для уборки низкорослых хлебов, в самое короткое время переоборудовать агрегат с подборки валков на прямое комбайнирование, устранить чужие огрехи – все это для него не составляло особого труда, везде он поспевал, всегда вносил в дело мысль.
Всю жизнь Василий Оюнович Янчат связал с совхозом «Победа». Одним из первых приехал он в поселок целинников, одним из первых построил в просторной степи прочный дом и один из первых проложил первую борозду на этой древней земле.