5 вопросов, которые остались у мамы Александра Коржича после завершения расследования
Расследование дела о гибели Александра Коржича закончено, материалы поступили в Верховный суд. Мама солдата ознакомилась с 30 томами дела и результатами дополнительной экспертизы, которую проводили по ее требованию. Но и после этого у Светланы Коржич остались вопросы, ответы на которые она не получила.
Мы встречаемся со Светланой Николаевной в ее квартире в Пинске.
- Я строила ее ради сына. Ради Саши я пошла и на рынок работать. Сказала ему: придешь из армии, купим тебе новую машину, BMW. Он же перед армией купил мне новую кухню за три тысячи долларов, продал старую машину, - женщина проводит рукой по коричневым кухонным шкафчикам, включает голубую подсветку на потолке.
- Видите, ремонт здесь недоделан - сын говорил, что придет в увольнительные на три дня и сам купит обои, а то я еще выберу не то, что надо... Вот такой у меня «суицидничек» был, - горько улыбается Светлана и проводит нас в зал, где на большом столе разложены документы, аккуратной стопкой высятся фотоальбомы. Сашины фото в этой комнате повсюду: на стене - детский портрет, слева на полке - фотография уже взрослого парня, которая разошлась по СМИ и сопровождала многие материалы о ходе расследования.
Напомним, 3 октября 2017 года 21-летнего парня нашли повешенным в подвале воинской части - на голове у него была майка, ноги связаны шнурками. Следствие рассматривало три версии: самоубийство, доведение до самоубийства и умышленное убийство. Следователи сделали вывод, что парня довели до самоубийства. Обвинение в превышении власти, повлекшем тяжкие последствия, предъявили трем сержантам. Они применяли насилие, избивали рядового - и такими действиями, по мнению следствия, довели Коржича до самоубийства.
Мама солдата сообщила в СК и Администрацию президента о том, что не согласна с результатами расследования - она уверена, что сына убили. Светлана Николаевна настояла на проведении эксгумации. 6 июня тело ее сына извлекли из могилы для проведения экспертизы. Но никакой новой информации она не дала.
«Я осталась одна. Как жить дальше?»
- Вместо сына из армии я получила «груз 200» и 500 рублей на погребение. Я осталась одна в 52 года - мне компенсация не нужна, верните мне сына. Как мне жить дальше? - задает вопрос в воздух Светлана Коржич. Она не плачет, в глазах - только решительность. - У меня еще претензия к военкому - почему Сашу вообще забрали в армию? Он мой единственный сын, с мужем я разведена - он алиментов не платил, денег на жизнь не давал, 10 лет не принимал участия в воспитании Саши. Моя мама умерла через пять месяцев после смерти внука - видимо, не выдержала. Она не могла понять, как такое могло быть. Говорила, что отдала бы им свою пенсионную карточку, а сама бы одну воду пила, только бы Сашу оставили в живых.
«Саша говорил: «Отслужу - и буду спать спокойно»
По словам Светланы, Саша сам хотел отслужить. Он окончил колледж, поработал несколько месяцев слесарем на СТО, а потом получил повестку.
- Многие его друзья уехали: кто в Москву, кто в Америку. А он говорил: «Отслужу - и буду спать спокойно». Бабушка наша тоже была так настроена: что же это за мужчина, что в армии не служил.
Саша был морально устойчив. Нормальный парень, общительный, принципиальный. Он был готов огонь и воду пройти за правое дело. После смерти у него в крови не нашли ни следов спирта, ни наркотиков.
Светлана Николаевна считает, что серьезное давление на сына в армии началось после того, как он отказался платить сержантам деньги каждый день.
- Он привык к нормальному, культурному общению, а тут, говорит, с утра начинается: «Дебилы, вставайте!» Я просила: не встревай с ними в споры, ты видишь - это бандиты. Куда ты против них попрешь, лучше заплатим деньги. Там все было повязано на деньгах. За то, что находишься в медроте, нужно платить. Штаны постирать - два рубля. За то, чтобы пользоваться телефоном - от 20 рублей. Меня этот произвол и беспредел возмущает! Я когда приехала в часть, смотрю - все эти солдаты сидят, головы опустив, может, только мой Саша один и возмущался. К концу учебы сержанты включили счетчик: каждый день нужно было платить. Саша от этого отказался. Я говорю - не рискуй, это же армия, закрытое общество. Но он всю жизнь разбирался сам. Через две недели его должны были перевести из Печей в Слоним - Саша уже даже форму новую заказал.
Каждый день Светлана Коржич проверяет почтовый ящик. Сегодня там одно письмо.
- Может быть, из Следственного комитета, - вчитывается женщина в мелкие буквы на конверте. - Нет, не оттуда. Знаете, после этого расследования у меня остались вопросы, и я все жду на них ответа.
1. Откуда у Саши многочисленные точечные повреждения на голове?
Это один из главных вопросов, который интересует Светлану Коржич. - Голова была вся как будто поколота. Но дополнительная экспертиза слово в слово повторяет предыдущую: пишут, что телесные повреждения возникли в ходе манипуляций с телом - то есть посмертно. Его что, волоком тянули? Но ведь раньше мне говорили, что его аккуратно вынимали из петли. В медроте парень лежал с ОРЗ - так откуда появились эти повреждения?
2. Как появились дырки на шее?
- Они выглядят как глубокие проколы с двух сторон шеи. Я не понимаю, как такие дырки могли возникнуть посмертно? Или это тоже трупные пятна, о которых мне говорили?
3. Почему на запястьях были следы веревок?
- Если он совершил самоубийство, откуда взялись эти продольные полосы? Руки висели, как плети - то ли выкрученные, то ли переломанные.
ОФИЦИАЛЬНО:
Повторная судебно-медицинская экспертиза подтвердила выводы первоначальной.
- На теле умершего каких-либо иных телесных повреждений, не связанных с самоповешением, не имеется, - прокомментировал 28 июня председатель Следственного комитета Беларуси Иван Носкевич.
19 апреля, после окончания расследования по делу о смерти Коржича, начальник Главного следственного управления СК Олег Шандарович рассказывал журналистам, что выводы о доведении до самоубийства сделаны на основании показаний потерпевших и свидетелей, обстоятельств, зафиксированных на месте обнаружения трупа. Это отсутствие следов борьбы, ограниченное пространство вентиляционной камеры, целостность форменного обмундирования Коржича.
- Согласно заключению эксперта, кроме странгуляционной борозды на шее, других прижизненных телесных повреждений на трупе не обнаружено. В ходе расследования не установлено ни мотивов, ни самой возможности совершения его убийства, - отметил Олег Шандарович.
4. Как так вышло, что Коржича потеряли на 7 дней?
Министр обороны Андрей Равков, рассказывая о ходе расследования журналистам, упомянул этот факт.
- Для меня, как министра, самым неприятным стало то, что мы потеряли Коржича на 7 дней. Он 7 дней провисел в петле. Я понимаю, что солдат может потеряться на ночь, на несколько часов, но не на 7 дней! Поэтому без сожалений мы отстранили от должности тех, кто должен был вести учет, пришлось решить кадровые вопросы, - говорил в феврале Равков.
Мама солдата недоумевает, как такое могло случиться.
- 26 сентября его выписали из медроты, отвели в медпункт. А куда он оттуда улетучился - никто не знает. Медсестра говорила, что у нее было много работы, она его потеряла из поля зрения, и куда он делся, кто его забрал - она не знает. Как это возможно, если в армии солдата даже на 10 минут не могут потерять - они всегда находятся под наблюдением!
ОФИЦИАЛЬНО
- Как установлено, с 17.09 2017 года Коржич находился на лечении в медицинской части с острой респираторной инфекцией и выписан 26.09. 2017 года, после чего с 10.30 был сопровожден военнослужащим в медицинский пункт №1. Сведений о дальнейшем местоположении Коржича до момента нахождения его трупа не имеется, - рассказывали 13 октября на пресс-конференции в СК.
Пресс-секретарь Главного управления идеологической работы Минобороны Владимир Макаров тогда же отметил, что причина того, что Коржича «потеряли» - в самоустранении должностных лиц, включая и командира подразделения, и старшину.
5. Как Саша мог проникнуть в подвал?
Тело Александра Коржича 3 октября нашли в подвале медицинской части.
- Эта комната должна была быть закрыта. Мне объясняли, что она не используется. Интересно, откуда он вообще мог знать о существовании этого подвала? Разве он мог там свободно разгуливать, изучать помещения? Солдаты, которые с ним служили, рассказывали, что не знали о том, что в медчасти есть такой подвал. Но в этом помещении стояла металлическая лестница, три канистры с бензином - значит, кто-то туда все-таки заходил! Саша Коржич висел в петле чистенький, костюмчик выглаженный. Хотя, что в подвале, где это произошло, кругом побелка, паутина. Но статисты утверждают, что как-то можно было самому себе связать ноги плотно-плотно и закинуться в петлю, даже не испачкавшись.
ОФИЦИАЛЬНО
- Возможность совершения самоубийства при таких обстоятельствах нами была исследована. Статисты смогли продемонстрировать в ходе эксперимента, что это возможно, - рассказывал в апреле начальник Главного следственного управления СК, отвечая на вопрос, как можно совершить самоубийство со связанными ногами и надетой на голову майкой.
«Сашу уже не вернешь, но я хочу, чтобы другие дети спокойно могли идти служить»
Светлана рассказывает, что к ней постоянно приходят люди: одни - чтобы обсудить новости о том, как идет расследование, другие - поблагодарить за то, что не опустила руки. После смерти Саши в армии стали происходить изменения. В 16 воинских частях возбудили 48 уголовных дел. По приказу министра в Печах были уволены 4 человека, 5 - отстранены от должностей. В Печи стали направлять служить сержантов, которые прошли отбор. В одной из казарм учебного центра установили 64 видеокамеры.
- Люди стали рассказывать, какие вещи с их детьми происходили в армии, - говорит Светлана. - Моего Сашу уже не вернешь, но я хочу, чтобы другие дети спокойно могли идти служить. Чтобы их мамы не думали, как я, сколько денег нужно заплатить, чтобы сын мог благополучно прийти из армии домой.