Протест в Нагорном Карабахе: власти пообещали выполнить требования митингующих
Протесты в Нагорном Карабахе, вспыхнувшие 2 июня, перешли в стадию ожидания. После длительных переговоров делегации протестующих с президентом Бако Саакяном последний пообещал удовлетворить их требования.
Протесты в Нагорном Карабахе, вспыхнувшие 2 июня, перешли в стадию ожидания. После длительных переговоров делегации протестующих с президентом Бако Саакяном последний пообещал удовлетворить требования собравшихся на площади граждан. В частности, речь шла о справедливом расследовании драки с участием представителей силовых структур республики. Соответствующая информация была оглашена утром 4 июня. Тем не менее протестующие не расходились весь день, ожидая немедленных действий со стороны правительства.
Ситуация вплотную заинтересовала политиков Армении, ранее официально не реагировавших на карабахские события. В частности, бывший президент республики Левон Тер-Петросян обратился к премьер-министру Николу Пашиняну с просьбой принять срочные меры для разрешения конфликтной ситуации в Степанакерте, предупреждая о возможной угрозе эскалации на линии соприкосновения.
Тем временем среди протестующих успели возникнуть разногласия. Один из спикеров протеста Арцаха Вартан Асцатурян объявил в качестве цели акции отставку президента Саакяна. Однако остальные лидеры движения назвали случившееся недоразумением и подтвердили прежние требования.
Вечером того же дня в прямом эфире со своей официальной страницы в Facebook к протестующим Арцаха обратился премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он приветствовал гражданскую активность и сознательность граждан непризнанной республики и призвал их прекратить акции, дав правительству время и возможность выполнить данные им обещания. В случае же невыполнения властями договоренности премьер допустил возможность продолжения протеста.
После обращения Пашиняна митинг вновь посетил государственный министр Арцаха Араик Арутюнян. Он заверил собравшихся, что правительство готово предпринять все возможное для устранения причин недовольства. Министр пообещал, что впредь работа правительства республики будет открытой и граждане получат возможность передавать волнующие их вопросы непосредственно в кабмин. Эти слова были приняты с воодушевлением.
Поскольку к утру 5 июня требование протестующих об отставках глав силовых структур так и не было удовлетворено, акции продолжились. Инициатор протеста Давид Симонян пригласил граждан собраться во Дворце культуры и молодежи республики для обсуждения дальнейшей повестки.
О принятых решениях и дальнейших планах протестующих Федеральному агентству новостей рассказал гражданский активист, член группы переговорщиков с президентом Марат Егананян.
— Проблема в том, что Бако Саакян ничего конкретного не пообещал, нам он сказал лишь, что примет меры. Какие конкретно меры? Когда он их примет? Будут эти меры приняты вообще? Все это остается под вопросом. Президент ведь пообещал осуществить все это после проведения расследования, взвешивания всех «да» и «нет» и прочих дежурных фраз…
— Но ведь было обещание объективного расследования…
— Обещание такого расследования — обычное дело в сложившихся условиях, оно ничего не предполагает без конкретных действий. Вы знаете, в ходе переговоров с нами никто из правительства не возражал и против отставок силовиков, но все говорили на эту тему обтекаемо, опять же, без конкретики. Они делали акцент на преобразованиях. Наша группа переговорщиков — на отставках. Мы считаем, что сначала должны быть отставки одиозных персон, а реформы будут протекать сами собой — это процесс продолжительный и сложный.
— Какова роль Никола Пашиняна и примера Армении в вашем движении?
— После трех очень тяжелых дней, проведенных у автовокзала, чаша терпения участников нашей акции была переполнена, и тогда вмешался господин Пашинян. Тем самым он присоединился к движению, поддержал все требования митингующих и стал гарантом их выполнения в кратчайшие сроки. Затем некоторые активисты организовали комитет, который им предложило правительство в качестве варианта дальнейшего сотрудничества и выработки совместных решений. Другие (правда, немного, один-два человека) настаивали на продолжении митингов до выполнения требований. А некоторые прекратили акции, не войдя в комитет. Они посчитали, что лучше ждать ответных мер правительства вне комитета.
Таким образом, сейчас все ждут. Но также все убеждены, что, если требования не будут удовлетворены, активисты в комитете и вне его вновь объединятся и присоединятся к призыву Никола Пашиняна возобновить митинги с более жесткими требованиями. Большое спасибо господину Пашиняну за то, что, оценив ситуацию трезво (прежде всего, сложности с оргмоментами на митингах, недостаток опыта), он понял, что невозможно добиться чего-то большего, чем мы имеем на данный момент. Сейчас есть смысл либо ждать решения назревших вопросов правительством, либо в случае его неадекватной реакции организовать повторный, более масштабный, митинг.
— Что дальше?
— В СМИ попала информация о том, что якобы на встрече с президентом были достигнуты договоренности. Я хочу сказать, что договоренности были достигнуты относительно просьбы президента пойти к митингующим и сделать от его имени указанные выше заявления. Подчеркиваю еще раз, согласие было относительно того, что от имени президента будут сделаны заявления, а не относительно решения этих вопросов, поднятых народом. И на этой игре слов и подмене понятий противники народных чаяний сделали мастерский трюк. На данный момент я считаю, что вмешательство Никола Пашиняна следовало бы рассматривать как «задание». Нам — организовываться, а господину Бако Сааковичу — уважительнее отнестись к чаяниям народа.
В настоящее время известно об одной конкретной мере, предпринятой правительством Арцаха. В Степанакерте открылся пункт прием заявлений от граждан на имя президента и государственного министра с жалобами на любые социальные проблемы. Сотрудники, принимающие заявления, уверяют, что все они будут рассмотрены и удовлетворены по мере возможностей. Только за первые часы работы пункта поступило более 300 заявлений. Ожидается, что их прием продлится до тех пор, пока все социальные проблемы республики не будут решены. Кроме того, утром 6 июня появилась информация об отставке госминистра Араика Арутюняна, что вызвало в обществе противоречивую реакцию.