Что делать, чтобы не мелели молочные реки. Колонка Геннадия Онищенко
Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставки молока и молочной продукции из Белоруссии. Геннадий Онищенко считает, что ведомство вышло за рамки своей компетенции, но на самом деле проблема носит системный характер.
В России с 6 июня начали действовать введенные Россельхознадзором временные ограничения на поставки молока и некоторых видов молочной продукции из Белоруссии. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко считает, что в случае с запретом белорусской «молочки» Россельхознадзор вышел за рамки своей компетенции, но на самом деле проблема носит системный характер. Своим видением ситуации Онищенко поделился с читателями в авторской колонке для Федерального агентства новостей.
Что делать, чтобы не мелели молочные реки. Колонка Геннадия Онищенко
Мы в очередной, далеко не первый раз слышим о запрете молочной продукции из Белоруссии. Эта ситуация беспокоит некоторые регионы, уже начинающие подсчитывать убытки, которые они могут понести в связи с этим решением. В этой ситуации на первый план выходит много системных проблем.
ЕЭП, реэкспорт и квоты
Первая проблема связана с Единым экономическим пространством (ЕЭП). Создавая Единое экономическое пространство, мы опаздываем с решением о создании единого таможенного пространства на внешних границах нашего общего рынка. Напомню, в ЕЭП, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, хотя последняя не имеет с нами общей границы.
Что касается Белоруссии, то тут в первую очередь встает вопрос, касающийся реэкспортных схем, которые, к сожалению, осуществляются через эту страну. Для этого используются зоны свободной торговли на территориях приближенных к границам Белоруссии стран Евросоюза — в первую очередь Польши.
Я иногда слышу комментарии, в которых белорусское сухое молоко, поставляемое на наш рынок (оно как раз попало под запрет), приравнивается чуть ли не к нелегальным продуктам. Это не так. Сухое молоко — это понятный, давно известный и разрешенный для оборота на рынке продукт. Здесь нам самим нужно на внутреннем рынке в ЕЭП договариваться о его квотировании — чтобы понимать, что завозится к нам из Евросоюза.
В рамках нашего единого рынка каждая страна должна продавать только свой квотированный объем этой продукции. И нужно, чтобы в случае нарушения этой квоты были предусмотрены санкции. Чтобы нарушители несли очень существенные, прежде всего финансовые издержки за нарушение квот.
Кто отвечает за молоко
Еще одна тема, которая меня волнует, — кто все эти вопросы регулирует и кто надзирает за качеством молочных продуктов.
Сегодня очевидно, что Россельхознадзор в своих оценках явно вышел за пределы своей компетенции. Потому что вопросы, связанные с безопасностью пищевой продукции, в первую очередь молочной, — это всегда было в компетенции Роспотребнадзора.
У Россельхознадзора есть совершенно четко очерченная задача — это контроль за сырьем, контроль за технологией производства молока и поголовьем скота. То есть его задача — следить за использованием в кормах антибиотиков и наличием в них ядохимикатов, следить за здоровьем животных.
А что касается переработки и качества продукции — не безопасности, а именно качества, — это, безусловно, компетенция Роспотребнадзора.
И здесь мы зачастую слышим абсолютно неквалифицированные оценки. Слышим оценки, которые даются на основе нерепрезентативной выборки. Это, конечно, тоже наносит серьезный ущерб нашему рынку.
Поэтому все эти направления, которые я назвал, требуют регулирования прежде всего на национальном уровне, хотя, конечно, есть проблемы и на наднациональном уровне. Самая главная среди них — это проблема контроля за внешними границами нашего Единого экономического пространства.
Ведь все убытки от недостаточной проработанности этого вопроса несет прежде всего Россия. Потому что все потоки импорта прежде всего направлены на наш российский, очень емкий и, к сожалению, пока еще недостаточно требовательный рынок.
А для того чтобы наш рынок стал более требовательным, мы имеем огромный резерв, который называется защита прав потребителей. Законодательство по защите прав потребителей, воспитание грамотного потребителя — это задача Роспотребнадзора. И это ведомство тоже должно скорректировать свою деятельность в свете тех вызовов, с которыми мы сегодня сталкиваемся.