Игра на руку Москве: ошибки Вашингтона сближают Россию и Европу
Россия грамотно пользуется теми проблемами, которые в последнее время возникают в отношениях между США и Европой: увеличивает поставки газа в страны ЕС и укрепляет действующие двусторонние связи. Об этом сообщает Bloomberg.
Торговая политика, избранная Дональдом Трампом, все сильнее приближает Соединенные Штаты к окончательному ухудшению отношений с Европой. На фоне этого крайне продуманными и правильными выглядят действия Владимира Путина по укреплению отношений с регионом. Так, во вторник, 5 мая, российский президент прибудет с рабочим визитом в Вену, где примет участие в праздновании 50-летия газового сотрудничества между Россией и Австрией. На прошлой же неделе «Газпрому», наконец, удалось урегулировать семилетний спор о ценообразовании с Евросоюзом, что позволит российской компании существенно расширить свою долю на рынке.
Как отмечает Bloomberg, такие действия резко контрастируют с усиливающимися трениями в трансатлантических отношениях, которые после решений Трампа по выходу из ядерной сделки с Ираном и снижению тарифов на импорт стали вынуждают европейских партнеров сконцентрировать свое внимание на российском трубопроводе «Северный поток-2». Вопрос обхода новых санкций со стороны США стоит для Европы сейчас наиболее остро.
«Трамп заставляет европейцев сближаться с Россией. Это, безусловно, играет на руку Москве и Владимиру Путину», – уверен эксперт Немецкого общества внешней политики Стефан Мейстер.
Не приносят Вашингтону успеха и переговорные раунды, проводимые должностными лицами США в Европе. Дело в том, что абсолютно все попытки американцев сводятся к банальным угрозам в адрес европейских партнеров, они пытаются вынудить приостановить работу над «Северным потоком-2». В Вашингтоне считают, что новый газопровод усилит влияние России в Европе.
Стоит отметить, что опасения Вашингтона во многом оправданы. Дело в том, что прямо сейчас у Европы практически нет никаких альтернатив российскому газу. Так, в этом году ожидается окончательное закрытие двух оставшихся угольных шахт на территории ФРГ, схожим образом ситуация обстоит в Великобритании и Италии. Делается это все из благих побуждений – закрывая производства по добыче угля, европейцы, таким образом, существенно снижают нежелательные выбросы в атмосферу, что является важным фактором в борьбе с парниковым эффектом.
Однако, отказываясь от одного источника энергии, страны Европы вынуждены обращаться к другому, которым и является российский газ. Безусловно, Запад обращает свое внимание на энергию солнца и ветра, однако голубому топливу такая конкуренция не будет страшна еще на протяжении нескольких десятков лет.
Вашингтон, в свою очередь, также предлагает альтернативу – наладить экспорт американского СПГ. Однако такой вариант потребует от европейских стран существенных расходов, необходимых для отлаживания дорогостоящей инфраструктуры.
Что же касается России, то в ее надежности, как поставщике, у Европы нет никаких сомнений. Так, если обратиться к сегодняшнему визиту Путина в Австрию, то первый контракт на поставки газа был подписан между Веной и Москвой еще в 1968 году, и с тех самых пор никаких существенных нареканий к российской стороне не возникало. Сейчас же Москва и вовсе доставляет более трети всего европейского газа, являясь крупнейшим поставщиком голубого топлива. Бьют все рекорды и российские компании. Так, минувший 2017 года «Газпром» завершил с максимальными за свою историю показателями в графе «экспорт», и прямо сейчас имеются все предпосылки к тому, что в скором времени и этот показатель будет превышен – из-за холодной зимы газовые запасы европейских стран практически истощены.
Выступая на прошедшем в конце мая Петербургском международном экономическом форуме, генеральный директор немецкой энергетической компании Uniper Клаус Шефер, рассказывая о росте экспорта российского газа в Германию, заявил что сотрудничество с Москвой крайне важно для всего европейского рынка.
«Мы обязаны надежно обслуживать наших клиентов газом, и для этого будем поддерживать сотрудничество с Россией», – отметил он.
Таким образом, нет никаких предпосылок к ослабеванию российского влияния на энергетический сектор Европы.