Шадурскис убежден — русский не нужен
В школах и вузах Латвии — горячая экзаменационная пора, а руководство МОН созвало представителей массмедиа, чтобы поделиться наболевшим. Как выяснилось, партнеры по коалиции тормозят идеи Шадурскиса и его «очень хорошую команду».
Ирландские латыши жалуются
Министр образования и науки Карлис Шадурскис начал с того, что ведомство честно выполняет обязательства по правительственной программе. Он отклонил высказанное накануне премьером Марисом Кучинскисом — что реформы МОН будут утверждаться только будущим сеймом.
К. Шадурскис отметил, что нынешнее содержание школьного образования не позволяет выпускникам общеобразовательных учреждений включиться в высшее образование, которое он видит основанным на «интернационализации и конкурентоспособности». Недавно ему написали проживающие в Ирландии латыши — дескать, не будем возвращаться, пока не будет нормальных школ.
— Никакой трагедии не произошло, — оценил министр решение профильной комиссии сейма отклонить направление в школу шестилеток. По графику, полагает он, до 21 июня еще можно принять поправки к закону. «Надеюсь на депутатов коалиции, постараемся убедить», — подчеркнул К. Шадурскис. Он предполагает обсудить Закон о всеобщем образовании с Союзом зеленых и крестьян, который ныне вместе с «Согласием», как выразился министр, «голосует хаотически». И Ассоциация больших городов вначале поддержала идею с шестилетками, но затем, ближе к выборам, сменила позицию.
Учителям развяжут руки
Новая концепция выбора предметов предполагает, что к 10—му классу учащийся освоит 12 предметов, а затем начнет узкую специализацию по половине из них. Не получив одобрения сейма, около 20 тысяч старшеклассников не смогут начать освоение данной модели. «Чтобы мы дали школам возможность свободно создавать учебные программы. Тут мы оставляем свободные руки педагогам. Ибо мелочная регламентация тормозит развитие, — вещал прогрессивный Шадурскис. — Я оптимист и очень надеюсь на хорошее сотрудничество с медиа».
Руководитель Государственного центра качества образования Гунтис Цатлакс также выразил надежду на «рациональное и обоснованное» отношение парламентариев. «XXI век требует большой эластичности», — рекламировал г—н Цатлакс «компетентностный подход». «Очень важно, чтобы эти поправки были приняты уже этим летом».
К. Шадурскис обратился к «проблемным вопросам» высшей школы. Первый — управление качеством образования, аккредитация вузов. Сегодня программы учебных заведений весьма расплывчаты, а надо, чтобы каждая получила экспертную оценку на 6 лет. «Это уменьшило бы административную нагрузку, наше высшее образование было бы понятно в цивилизованном мире». Весной 2019 года вузы Латвии ждет «чрезвычайная волна аккредитации». К. Шадурскис вновь покритиковал здесь СЗК, который в вопросе вузов на комиссии голосует одним образом, а на пленарном — по—другому.
Мифы о языке: вузы ждут иностранцев!
Заместитель директора департамента высшего образования, науки и инноваций Даце Янсоне представила «выравнивание графика аккредитаций» к 2023 году для обеспечения латвийских обязательств в Болонском процессе, сотрудничестве высшей школы с европейскими университетами. Чтобы быть аккредитованным, 75% направлений обучения должно получить высшую оценку 3, если же доля получивших низшую оценку — 1 — превысит 15%, то диплом выдаваться не будет.
Госпожа Янсоне обратилась также к теме языков в высшей школе, которую требуется с 1 января 2019 года привести к единому знаменателю в государственных и частных вузах. В настоящее время на русском языке учится 4442 студента, или 5,6% от общего числа. Единственная возможность учить его в государственном вузе — русская филология в Латвийском университете, эту программу осваивает 337 человек. По новой реформе Шадурскиса, они же должны остаться единственными.
— Я хочу ясно рассеять один миф. В публичном пространстве было много дискуссии об интернационализации, или, с другой стороны, провинциализме высшей школы. На языках Европейского союза программы можно будет реализовывать, делегирование очень широкое!
Что же до знаний языка академическим персоналом, то для него уровень С1, не нужен, к примеру, преподавателям английского языка. В настоящее время 2,5% выбранных на академическую должность доцента — иностранцы. И если перед ними не открываются двери вузов — то это протекционизм, а вообще—то «возможности есть».
— Иностранная профессура абсолютно необходима, чтобы наш университет жил не в восьмой сотне мировых, а поднимался вверх. Авиация, сказал министр, во всем мире работает на английском — и зачем по этому предмету в Латвии преподавание по—русски? Вообще, сам факт наличия возможности учиться в вузе на русском языке он считает «демотивирующим» для обучения латышскому языку.
Шадурскис излучал не то чтобы оптимизм, но черноватый юмор. Преемника назначать не собирается, но — «кладбища полны незаменимых людей». Поэтому надежда «продолжить работу и при будущем правительстве» выглядит весьма призрачно...
«СЕГОДНЯ» задали вопрос по теме, ныне нередко звучащей в социальных сетях: могут ли латвийские молодые люди получать школьное образование дистанционно, по интернету, и на родном языке? К. Шадурскиса такой поворот несколько озадачил, но затем он пообещал таким абитуриентам непростую процедуру признания их документов при поступлении в вузы Латвии. Впрочем, они могут выбрать и совсем другие страны...
Николай КАБАНОВ.