Прежние доходы только снятся: как выживают латвийские рыбозаводы и отели
Латвия могла бы решить свои экономические проблемы, остановив отток населения за границу и свернув агрессивную риторику в отношении России, вместо этого Рига продолжает «воевать» с восточным соседом и ограничивать права русскоязычных в стране, пишет АиФ.
Поставщики гастарбайтеров для Европы
Население Латвии неуклонно сокращается. В 1991 году в республике жили 2 миллиона 658 тысяч человек, сейчас — 1 миллион 919 тысяч, и это официально. На деле, эта цифра может быть гораздо меньше.
«Мы превратились в поставщика дешевых гастарбайтеров для Европы, — говорит бывший инженер-строитель Валдис Баренбергис, приехавший навестить родителей из Лондона. — После вступления Латвии в ЕС в 2004 году почти все мои знакомые переместились на Запад вместе с семьями».
Баренбергис пояснил, что работает в Англии обычным барменом, но все равно зарабатывает больше, чем мог бы, имея престижную должность в Латвии. Родственница Баренбергиса, по его словам, переехала в Ирландию — работает сиделкой. Друг учился на экономиста, но «пашет водителем автобуса в Ливерпуле».
«Латышей можно встретить в Европе везде... Недавно столкнулся в Гамбурге с одноклассником: ремонтирует дома крестьян в Германии, его жена — посудомойка. Никто из нас не собирается возвращаться назад, для чего? Я забыл латышский язык, общаюсь либо по-английски, либо по-русски. Наши политики лучше бы жизнь в Латвии устроили нормальную, чем 27 лет подряд страдать на тему, как бы ещё сильнее русских достать и с Россией поцапаться», — говорит Баренбергис.
Туризм и шпроты
На популярном прежде у российских туристов курорте Юрмала пляжный сезон снова ожидается провальный. Приезжих из РФ стало меньше на 40%, уже не проводятся КВН и «Новая волна», привлекавшие огромное количество посетителей.
«Во время фестивалей я увеличивал стоимость номера в три раза, — рассказывает Ингварс, владелец мини-отеля в Юрмале. — А прошлым летом у меня гостиница полупустая стояла, хотя цены минимальные сделал. Нет, я не голодаю, стало много латышей приезжать, размещение-то сильно подешевело. Но прежние доходы только снятся».
Власти Юрмалы попытались провести рекламу курорта в Узбекистане и Азербайджане, но ничего не получилось, лишь зря потратили деньги — в Узбекистане низкие средние доходы, азербайджанцев Прибалтика для отдыха не интересует: свое море рядом.
«Мы, как тот скорпион из анекдота, укусивший на середине реки перевозящую его черепаху, а потом удивлявшийся, что он тонет», — прокомментировал ранее отношения Латвии с Россией экс-депутат сейма республики Яков Плинер.
В Риге сейчас обсуждается вероятность банкротства предприятия Brivais Vilnis, чьи убытки за последний год удвоились (и превысили миллион евро), поскольку восточный сосед перестал покупать латвийские шпроты.
«Нам долго рассказывали сказки, что русские покупатели нам не нужны, нашу рыбу с руками оторвут и в Евросоюзе, и в Китае, а теперь куча людей с завода останутся без работы, — с раздражением заявляет сотрудник Brivais Vilnis Артур Мигранян (имя изменено — ред.). — Но властям на их проблемы плевать. Всякий раз, когда мы теряем российских туристов, российские деньги и покупателей из-за нашей идиотской политики, нам обещают: мы обязательно найдем новые рынки, еще лучше, и заработаем там куда больше. До сих пор что-то не нашли».