Итоги недели: «Тех, кто предает свою семейную память, потом презирают все»
9 мая в Риге было, есть и будет!, — пишет газета «СЕГОДНЯ»
А где мы еще могли быть в этот день?
«Когда мне задают вопрос: почему ты празднуешь День Победы над нацизмом именно 9 мая, почему на площади в Пардаугаве? — ответ очень простой. А где еще в этот день я могу быть? Где еще в этот день может быть каждый из нас? Когда у нас у каждого в семье кто–то или воевал, или пострадал в той войне. У меня воевали оба деда», — сказал в среду вечером, выступая у памятника Освободителям, мэр Риги Нил Ушаков. И это был, пожалуй, лучший ответ всем, кто по традиции 9 мая в бессильной злобе призывает «сидеть дома, потому, что праздновать нечего». Кому нечего — пусть не празднует. 9 мая для тысяч и тысяч латвийцев остается одним из самых главных праздников. Потому что их отцы, деды и прадеды слишком дорогую цену заплатили за эту победу. За победу над нацизмом. И чем сильнее национально озабоченные политики — или, точнее, политиканы — призывают «не отмечать» и «сидеть дома», тем активнее люди будут приходить 9 мая к памятнику Освободителям. В этот раз праздничные мероприятия у монумента в Пардаугаве посетили более 150 тысяч человек! А ведь это был обычный рабочий день в стране.
Плохому политику монумент мешает
Что еще остается националам? Только одно: продолжать воевать с памятниками. Вот и парламентский секретарь минюста, один из идеологов ТВ — Visu Latvijai! Янис Иесалниекс именно 9 мая прямо через социальные сети потребовал от МИДа ЛР представить документы, подтверждающие, что памятник Освободителям действительно входит в число объектов, находящихся под защитой договора с Россией об охране памятников и воинских захоронений.
Здесь стоит добавить, что еще в минувшем году в сейм поступила народная инициатива о демонтаже памятника. И тогда МИД направил в парламент официальное письмо, в котором подтвердил, что монумент подпадает под международный договор между Латвией и Россией. А значит, о его сносе не может быть и речи. В ту пору господин Иесалниекс уже был парламентским секретарем минюста, то есть человеком, который осуществляет связь между министерством и сеймом. Это значит, что он прекрасно все знает по поводу памятника. Также Я. Иесалниекс, будучи юристом, прекрасно знает, что вопрос установки и сноса памятников находится в компетенции самоуправления. Позиция же Рижской думы по поводу монумента хорошо известна. А посему публичное обращение Иесалниекса к МИДу — всего лишь часть предвыборного пиара нацобъединения и лично этого политика.
На этой неделе нацобъединение попыталось активизировать работу над «демократическим» законопроектом о запрете предвыборной агитации на иностранных языках. Смысл законопроекта прост как грабли: запретить общение кандидатов в депутаты с избирателями на их родном языке. Абсурд? Да, но избирателю ТВ — Visu Latvijai! любое ущемление прав русскоязычных, простите, в кайф. К тому же под завесой национализма отдельные политики ТВ — Visu Latvijai! лоббируют те или иные кадровые решения.
Обыкновенный лоббизм
Как сообщила газета «Диена», видный депутат от нацобъединения Имантс Парадниекс нынче занят лоббированием поправок к закону, которые бы позволили провести чистку в комиссии по финансовым рынкам и капиталу. Если закон будет принят, то из пяти членов совета останутся только двое: председатель комиссии Петерис Путниньш и Гунтис Разанс. Кроме того, Парадниекс пытается продавить продление полномочий в совете Банка Латвии Эдварда Кушнерса. Примечательно, что, как пишет «Диена», соавтором поправок Парадниекса является его новый помощник Индра Вилка–Мельниченко, которая тесно связана с администраторами неплатежеспособности. Да и само нацобъединение давно и плотно взаимодействует с артелью администраторов неплатежеспособности (АН). Правда, лидеры ТВ — Visu Latvijai! уверяют, что эта любовная связь с АН уже осталась в прошлом…
Контрольная служба без контроля
А между тем на этой неделе грозное ведомство, Контрольная служба, обрело своего нового руководителя. Им стала присяжный адвокат Илзе Знотиня. Напомним: Контрольная служба занимается борьбой с отмыванием средств, добытых преступным путем. За сменой руководителя может измениться и статус самой службы. Премьер хочет вывести ее из–под крыла Генпрокуратуры и превратить в своего рода независимую службу с более широкими полномочиями.
Абик ЭЛКИН.