Как грамотно отказать Гагаузии
В среду на заседании правительства будет рассмотрена законодательная инициатива АТО Гагаузия о разрешении местным властям самим устанавливать должностные оклады работникам. Логика есть: кому как не местным властям лучше знать, кому сколько платить. Но министр финансов будет представлять позицию отказа.
Он напомнит, что в июле 2017 года правительство распорядилось разработать унитарный закон об оплате труда. Но скоро год, а намерения не сдвинулись с мертвой точки.
До 2017 года за политику оплаты труда отвечало одно министерство труда. С формированием новых министерств политику разделили - бюджетников передали минфину, остальные остались при минтруде. То есть теоретически что-то «унитарное» разработать будет сложнее.
Можно отказать Гагаузии, но по-умному.
Сегодня в среднем все местные бюджеты состоят из около 70 процентов трансфертов из госбюджета и только до 30 процентов - собственные доходы.
В такой ситуации можно теоретически предложить довести свои собственные доходы в местных бюджетах до 40-50 процентов и тогда, в процентном соотношении, разрешать надбавки для местных чиновников.
Ведь лет через пять, а то и три, дотации из Кишинева иссякнут. И тогда не только о самостоятельном назначении окладов местным чиновникам надо будет беспокоиться, а о существовании в принципе местных администраций.
Ведь сегодня на 71 тысячу бюджетников центральных органов - 127 тысяч работников местных администраций. Почти по 4000 в среднем на каждый район. То есть в каждом районе чиновники-нахлебники могли бы составить население двух средних сел. И об этом никто не хочет думать. Кто будет налоги платить, чтобы им зарплаты обеспечить?
Многим сейчас важнее подготовиться и пройти успешно очередные выборы. А что дальше? Попытка создать уезды провалилась. Вернулись опять к районам. Приняли в 2011 году мертворожденный закон о децентрализации власти. И сегодня никто по своим полномочиям не отвечает за консолидацию и развитие местной инфраструктуры экономики.
Зато можно подсчитать, сколько сел уже не хотят жить в Молдове. Кто в этом в первую очередь виноват? Разве только бедная примэрия конкретного села?
Сколько пузатых начальников в Кишиневе обязаны были принять хоть какие-либо меры? Кто-либо из них поехал в эти села? Переговорил с руководством? Встретился с населением?
Думитру БАРБАЛАТ