Сначала задержали без явной причины, а потом достали дубинку и стали угрожать
Николаю Фролову пришлось пережить самую необычную ночь в своей жизни. И не только потому, что он оказался в отделении московской полиции по непонятной причине, а там попал под жесточайший прессинг со стороны сотрудников органов. Правда, не физический, а моральный и интеллектуальный. И, надо сказать, «господа полицейские», как они настойчиво просят себя называть, в этом преуспели.
Это всего лишь самый краткий пересказ пьесы «Человек из Подольска», одноименный спектакль по которой в феврале поставили в Белорусском государственном молодежном театре.
Николай, молодой человек лет тридцати современной наружности, не знает численность населения своего родного Подольска. Мало того, он не видит никакой красоты в его промзонах и типовых многоэтажках. А полтора часа по дороге из Подольска в Москву тремя транспортами лучше поспит, прислонившись к окну, чем будет восхищаться индустриальной архитектурой мостов и заводов. Еще Николай точно уверен, что Подольск никак нельзя сравнивать с Амстердамом.
Автор пьесы Дмитрий Данилов не дает точного ответа, кто прав в его тексте. То ли Николай, которому, в общем-то, все равно по любому поводу, но он имеет право на свое безразличие. То ли нестандартные милиционеры, которые взялись спасти в нем неравнодушного человека всем доступным арсеналом ментального давления. Сами они говорят, что так проводят воспитательную работу с населением - все строго по функциональным обязанностям.
Кстати, иной арсенал, более типичный для нас по телекартинке, показан только на экране позади сцены. Мол, так должно быть, но даже нарочитой дубинкой Николаю, можно сказать, толком и не угрожали. Хотя наверняка не один зритель думал: «Когда же они сорвутся?..»
За очевидным первым пластом абсурдистской в общем-то ситуации (со странными танцами под припевки «Ай, лёлэ лёлэ лёлэ», гипнозом, прослушиванием песни Александра Серова и исполнением гимна Москвы), возникает еще несколько не менее важных. К примеру, не живем ли мы каждый в своем Подольске, давным-давно позабыв даже не о красоте вокруг – хотя бы о ценности собственной среды обитания? И почему, собственно, условный Подольск хуже условного Амстердама, а Амстердам лучше Подольска? И почему мы готовы любить или ненавидеть все, что нам скажут? Наверное, так комфортно?
Уже популярную и титулованную пьесу Данилова ставил молодой режиссер Дмитрий Богославский. Он хорошо известен, как один из ключевых фигур новой белорусской драматургии. При этом не замкнутой на рамках страны, а хорошо вписывающейся в постсоветское пространство и выходящей за него (пьесы Дмитрия ставятся, кроме Минска, в Москве, Киеве, Варшаве, Улан-Баторе).
А вот как режиссер Богославский поставил в Молодежном «Волшебное кольцо», нашумевшую постановку «Саша, вынеси мусор» с параллелями на военные действия в Украине, а теперь и «Человека из Подольска».
Режиссерское решение Богославского прекрасно своей простотой. Все идет так, как должно идти. И при этом - не так: непривычно, что ли, не по стереотипу. Эта и черта самого повествования в пьесе, и режиссерское присутствие. Да, перед нами просто отделение милиции: стол, стулья, слишком много говорящий Сережа из Мытищ (Андрей Гладкий) в «обезьяннике». Но в таком ограниченном пространстве порой возникает ощущение ринга , где Николаю (Денису Авхаренко) никогда не победить причудливую на гримасы систему – все равно канаты по периметру выбросят тебя в центр, к бою.
«Я тоже сначала думал, что я в дурдоме, но это полиция. В этом весь ужас. Ничего, привыкнешь», - говорит Сережа, «мытищинский узыник совести». Вместе с нарочито гротескным Денисом Моисейчиком (Второй полицейский) своими яркими работами они разбивают застарелые стереотипы образов типичного «мента» и типичного гопника.
Да и, пожалуй, все дело в этой пьесе и в этом спектакле как раз в стереотипах. Первый полицейский об этом говорит так: «Что откуда мы знаем?! Что ты все время удивляешься?! Вечно удивленный! Ты что думаешь, менты — это такие тупые твари, которые умеют только бить, пытать, брать взятки и наркоту подкидывать? [...] Ну, в принципе, ты прав. Так и есть».
Богославский режиссер дает зрителю шанс самому разобраться в ситуации. И вроде бы все ясно. Начало спектакля ведет Кирилл Новицкий (Первый полицейский). Его более брутальную линию (с окровавленной майкой под формой – настоящая страшилка!) подхватывает, делая давление все нежнее, а оттого и убедительнее, Марина Блинова (Женщина-полицейский). Добрый и злой полицейский – классическая ситуация. Вот только попробуй оказаться под перекрестным интеллектуальным огнем.
Думаете, только у Николая ничего не получилось? Финальные титры напоминают, что публикой, по сути, попросту манипулировали весь спектакль. Вы ведь тоже поверили, что Амстердам круче Логойска. То есть Подольска. И вроде бы не привыкать к такому вне стен театра, но почему-то именно после очевидного и прямолинейного доказательства становится не по себе.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
«Человека из Подольска» в Белорусском государственном молодежном театре можно посмотреть 21 февраля, 17 и 29 марта. Стоимость билетов – 10 рублей, но помните, что зал небольшой – всего три ряда.