Туймазинской «швейке» нужны собственные площади и молодёжь
– За счёт чего удаётся обходить все подводные рифы рынка, выживать, не снижать темпы? – интересуюсь у директора ООО «Туймазышвейпром» Индуса Габдрахманова.
– Приходилось непросто. Фабрика не раз переезжала с места на место. С 2001 года мы стали партнёром одного из уфимских комбинатов рабочей одежды, который по субподряду предоставляет нам часть заказа для нужд ОАО «РЖД». Постоянный сбыт – великое дело! Заказчик оценил нашу надёжность, а мы, в свою очередь, научились соответствовать его требованиям к пошиву железнодорожной униформы.
Нам удалось сохранить костяк коллектива. Сегодня здесь трудятся 96 человек. Всмену выходят по 20 работников, которые успевают пошить 120 летних либо 75 зимних комплектов униформы. Ещё 20 швей работают на Нижнетроицком участке. У нас действует поточная система, при которой каждый делает по одной-две операции.
Мы регулярно обновляем устаревшее оборудование. На потоке установлены японские и китайские машины-автоматы, мы их закупили около пяти лет назад. На оборудование не нужно больших денежных вливаний. Машины стоят 35-40 тысяч рублей каждая, мы меняем их регулярно на собственные средства. Авот площадей не хватает. С 2013 года арендуем у города помещения по улице Заводской, вовремя оплачиваем коммунальные расходы. Очень хотим, чтобы это помещение передали в нашу собственность, где мы сможем качественно обустроить, расширить производственные площади, создать хорошие условия для отдыха, питания и обучения молодых специалистов. Это также позволит активно участвовать в различных электронных торгах. Ожидаем поправок в Федеральный закон № 159, дающих нам право приоритетного выкупа занимаемого помещения. Пока мы не вписываемся в некоторые условия этого закона. Но всё же главное условие роста объёмов – замена кадров. Найти и научить молодых швей становится всё труднее.
– Какую зарплату вы им предлагаете?
– Начинающим – 10-12 тысяч рублей, опытным, в зависимости от выработки, – 15-18 тысяч рублей в месяц. Организована вахта по городу, обучение на рабочих местах. Однако не все девушки готовы к монотонной, сосредоточенной работе.
Надо влиять на менталитет молодёжи. Купить швейную машинку – это одно, а иметь специальности швеи и портнихи «про запас» – совсем другое. Нужно приучать ребят к тому, что если у них будет две-три рабочие профессии, они обеспечат себе работу и стабильный заработок. Подвернётся другая работа, можно перейти туда. Не понравится — вернуться обратно. Такое бывало и не раз.
Альбина Ахметова приехала с родителями из Казахстана. Окончив 9 классов в ТСОШ № 6, отправилась поступать в педколледж по специальности, о которой мечтала — учитель английского языка. Конкурс был большой, 10 человек на место. И Альбине для поступления не хватило несколько баллов. Девушка подала документы в училище № 49 и выучилась на портниху. Шила одежду себе, близким. И сейчас может сделать индивидуальные лекала, раскроить и сшить брюки, платье, халат, жилетку. Пальто и тёплые куртки – тоже не проблема.
– После училища я работала в теплице с родителями, – рассказывает Альбина. – Вто время там можно было неплохо заработать. Но трудиться в духоте, при температуре свыше 40 градусов трудно. Ау меня уже родился второй ребёнок.
Работала упаковщицей на мясокомбинате, шила чехлы в мебельном цехе. Воктябре прошлого года знакомая рассказала мне про швейную фабрику, туда я и устроилась. Очень удобный график: два дня работаем, два – отдыхаем, дружный коллектив.
– Почему не все молодые специалисты здесь задерживаются?
– Сейчас у нас на производстве 23 молодых специалиста до 35 лет. Молодёжь пугается поточной системы. Как мама двоих детей скажу, что у многих не развита мелкая моторика рук, глазомер. Я обучалась шитью, но всё равно неделю осваивалась. На нашей технике это несложно. К потоку можно привыкнуть за месяц-полтора. Потом руки «запомнят» и всё будут делать автоматически.
Когда шьёшь с хорошей скоростью, не отвлекаясь, зарплата доходит до 20 тысяч рублей в месяц. К тому же я швея и портниха. Могу не только выполнять одну операцию на потоке, а полностью сшить, например, жилет.
– Не жалеете, что не получилось стать преподавателем английского языка в школе?
– Жалеть себя или свои несбывшиеся мечты глупо. Не думаю, что в школе легче работать. Сейчас везде надо полностью выкладываться. Апрофессия портнихи (швеи) прокормит где угодно. Когда сыновья подрастут, можно в любое время снять какой-нибудь уголок, купить промышленную машину-автомат и работать на себя. У меня много времени остаётся на детей, что очень важно. Пока для меня это лучший вариант.