Зарядись по полной
Разнообразные гаджеты, беспилотники, электромобили – человека окружает все больше техники, и везде требуются источники автономного питания. В результате объемы их производства увеличиваются кратно с каждым годом.
При этом возможности традиционных литий-ионных накопителей все меньше соответствуют амбициям электронных корпораций, тормозят прогресс. На замену им могут прийти более емкие аккумуляторы сразу нескольких типов, создаваемые в лабораториях по всему свету. Прорыва ждут со дня на день, но он никак не случится: как рассказали «Профилю» эксперты, каждую из разработок отделяют от попадания на конвейер технологические или экономические проблемы. Пока они не устранены, «светлое» электрическое будущее откладывается.
Страсти по кобальту
Кобальт – «товар будущего» (Mining Global), а его добыча – «золотая жила» (Reuters), с некоторым удивлением обнаружили мировые СМИ на рубеже 2017–2018 годов. Пока другие полезные ископаемые дешевели (индекс сырьевого рынка Bloomberg упал в 2017 году на 4%), кобальт, напротив, прибавил в цене 120%, а объем его продаж вырос с $4 млрд до $8 млрд. Это редкий металл: мировые запасы составляют 20 млн тонн, причем доступны для извлечения всего 7 млн, а большая их часть, 52%, сосредоточена в беднейшей Демократической Республике Конго (на втором месте – Австралия с 6%, данные S&P Global Market Intelligence). Кобальтовый рынок непрозрачен: формально эту отрасль в Конго курирует компания Mutanda (принадлежит швейцарской Glencore), но, по данным правозащитных организаций, на добыче заняты десятки тысяч местных крестьян, в том числе несовершеннолетних. Через запутанные цепочки поставщиков, стремящихся не предавать огласке бизнес в Конго, металл попадает на международные рынки, в том числе на китайский. По данным SNL Metals & Mining, Glencore произвела в 2016 году 21,5 тыс. тонн кобальта, идущая второй China Molybdenium – 9,3 тыс.
Пока кобальт использовался для питания небольших гаджетов, его цена оставалась стабильной. Но на последние два года пришелся подъем индустрии электромобилей, которым этого металла требуется на порядок больше: 5–20 кг против 10–30 г у смартфонов и ноутбуков. К 2022 году спрос на кобальт удвоится – до 219 тыс. тонн в год против нынешних 122 тыс., прогнозирует S&P. Причем для всех электрокаров его может попросту не хватить: чтобы перевести мировой автопарк на электродвигатели, потребовалось бы 14 млн тонн металла. Автоконцернам уже начинают отказывать на переговорах: в ноябре 2017 года Volkswagen не смог заключить …