Преступление без срока давности. Бендерская трагедия
Преступление без срока давности. Бендерская трагедия
Преступление без срока давности. Бендерская трагедия. 25 лет назад, 19 июня Молдова попыталась захватить Бендеры. Это стало кульминацией молдо-приднестровской войны. На защиту города встала вся республика. За полтора месяца боевых действий погибли 809 приднестровцев: это мирные жители, гвардейцы, казаки, ополченцы. Битва за Бендеры навсегда осталась в памяти не только жителей города, но и всего Приднестровья.
В июне 1992-го года Бендеры жили надеждой: стрельба в городе останется в прошлом. Несколько недель велись переговоры о прекращении огня. Казалось, скоро конец войны. 19 июня согласительная комиссия обсуждала детали плана по разведению войск. Но именно в этот день разговоры о мире закончились на следующие полтора месяца.
19 июня в 16:45 у здания типографии произошел инцидент, который и стал прологом Бендерской трагедии. Молдавские полицейские пытались задержать наших гвардейцев. Впоследствии это событие трактовали по-разному. Но в Бендерах знают правду.
В книге Григория Волового «Кровавое лето в Бендерах» – воспоминания очевидца конфликта у типографии.
Очевидец: «Я с ребенком отдыхал на скамейке возле памятника Пушкину, недалеко от типографии. Неожиданно услышал крики. В районе типографии около десяти человек скрутили военного, находившегося рядом с «Москвичом». Один из полицейских поднял автомат вверх и выпустил всю обойму. Спустя некоторое время началась суматоха».
Здесь и пролилась первая кровь. Среди первых убитых оказался приднестровский журналист Валерий Воздвиженский. Он вместе с гвардейцами приехал на звуки стрельбы. Вместо автомата – камера. Он снимал происходящее, ведь только живые кадры на тот момент показывали настоящую правду о молдо-приднестровской войне. Но его застрелили. После в его камере кассеты с отснятым видеорядом не оказалось. Почему? Возможно, последние кадры Валерия Воздвиженского опровергли бы версию-легенду Кишинева о «защищавшихся полицейских».
В 17:30 комиссар бендерского отделения полиции звонил в Кишинев с просьбой ввести в город отряды спецназа, рассказывал руководству МВД Молдовы истории о вооруженных до зубов гвардейцах и о больших потерях. Спустя полтора часа в горисполком со всех концов Бендер приходили сообщения о скоплении молдавской техники и Вооруженных сил.
Здание госадминистрации – главный символ защиты Бендер. Тогда здесь находился горисполком. Двадцатого июня 1992-го года площадь Освобождения была больше похожа на поле битвы. По ней ездили молдавские БТРы и в упор расстреливали здание. На тот момент в нем укрывались около семидесяти человек: казаки, милиционеры, ополченцы и депутаты.
По одной из стен можно представить, с каким рвением молдавские комбатанты расстреливали здание горисполкома. Сейчас это как напоминание о тех июньских днях 1992-го года.
Тихие и спокойные Бендеры превратились в горячий котел. Бои шли по всему городу.
Еще одно памятное место для жителей города – небольшой двор рядом с площадью Освобождения. В ночь на двадцатое июня несколько геройских казаков устроили здесь засаду молдавским БТРам. Ценой собственной жизни они сумели уничтожить несколько машин противника.
К утру двадцатого июня наступила гнетущая тишина. Молдавские силовики взяли Бендеры в кольцо. Заблокировали мост через Днестр – единственный короткий путь в Тирасполь. Но защитникам города удалось сообщить всем: Бендеры не сдаются. Тем временем уже готовился прорыв через заблокированный мост.
Василий Осадчий, защитник Приднестровья: «Написал записку: «Ушел воевать». Так попал в ТСО. Такая злоба была, хоть и страх был сумасшедший. Никто не собирался отступать».
Василий Алексеевич Осадчий – защитник Приднестровья. Двадцать пять лет назад – боец территориально-спасательного отряда. В ночь на двадцатое июня прибыл на мост через Днестр.
Василий Осадчий, защитник Приднестровья: «Мы в этот день были в Красном, приехали с дежурства. Звонит брат мой: «Вась, давай по-быстрому, на Бендеры напали». До кого смогли – дозвонились, человек восемь нас было. Где-то в 10:30-11 мы были здесь. Вот здесь, вот мы высадились, как раз на этой улице».
Василий Осадчий вспоминает: молдавские силовики вели минометный обстрел. Периодически ночную тишину нарушали звуки выстрелов.
Василий Осадчий, защитник Приднестровья: «Под утро уже полегче стало, повеселее. Подошли на БТРах. И гвардия подошла, и казаки подъехали».
В Парканах формировался ударный кулак. Около восьми утра Василий Осадчий с товарищами по оружию двинулись на мост.
Василий Осадчий, защитник Приднестровья: «Посадили на четыре БТР человек пятнадцать, восемнадцать. Кто в броню сел, кто сверх брони. Казаки, ТСО, ополченцы, гвардия. Короче, сборняк такой веселый. Из-под арки рванули по мосту, а кому места не хватило на броне, по этому железнодорожному мосту, с той стороны была дорога автомобильная. Мы бегом, бегом».
С высотных домов работали снайперы. Но бойцам за Бендеры и Приднестровье удалось прорвать блокаду моста. Успех в этом сражении позволил разблокировать город. Освободили центр Бендер. Вооруженные силы Молдовы отступили. Через мост в Бендеры прибывала техника и снабжения из Тирасполя.
Каждый день на улицах Бендер шли бои и перестрелки. До того момента, пока не прибыли российские миротворцы. Но это случилось только 29 июля.
Сейчас в мирном небе над Бендерами развеваются флаг Приднестровья и российский триколор. После 19 июня 1992-го года очевидным стал факт: Приднестровье может быть в безопасности только в независимом государстве. Отдельно от Молдовы.