Легкость «железного занавеса»
Ошибка счета
Опрошенные «Профилем» экономисты между тем с оценкой президента категорически не согласились, отметив ошибки даже в простых арифметических подсчетах.
В изложении Владимира Путина история с введением международных санкций в отношении России после присоединения Крыма хоть и возникла «на голом месте», но в ней «нет ничего удивительного», поскольку страна якобы вообще так всегда жила – и в советское время, и даже до революции (примеров той эпохи, правда, приведено не было). Потери России, признал президент, составили порядка $50–52 млрд, однако немало и «плюсов»: «мы вынуждены были включить мозги, таланты», «реально начало расти производство», «восстановили компетенцию» в радиоэлектронике, авиастроении, ракетной области, фармацевтике, тяжелом машиностроении. А оппоненты – те, кто ввел санкции, – по мнению президента, потеряли еще больше – $100 млрд. Так что в целом Россия вроде как в выигрыше. И потому и новых санкций, проект которых недавно принял сенат США, по логике Путина, тоже нечего бояться.
Однако даже в оценке уже полученного Россией ущерба от санкций такие расчеты некорректны, считает руководитель департамента аналитики компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя: «Возьмем Европу – она взяла на себя три четверти потерь Запада, то есть около $75 млрд, если верить Владимиру Владимировичу. Эти потери распределились на 28 стран–членов ЕС, а мы свои $50 млрд взяли целиком и полностью на себя, ни с кем не поделившись. Совокупный объем ВВП стран еврозоны – более $19 трлн. Российский ВВП меньше почти в 15 раз – $1,3 трлн. Так что сравнивать таким образом ущерб – это все равно что измерять удава в попугаях. Напомним, что это наша экономика упала за время санкций, а не европейская, и это рубль обвалился в два раза, а не евро. Так что наш ущерб гораздо сильнее».
{loaditem 117883}
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, в свою очередь, отметил, что Минфин оценивал потери от санкций в $40 млрд в год, что подтверждали и данные Экономической экспертной группы Евгения Гурвича. «По их подсчетам, за 2014–2017 годы потери России могут составить $170 млрд, – говорит эксперт. – Это связано прежде всего со снижением возможностей заимствования, уменьшением притока капитала из-за санкций на $280 млрд за 3,5 года, в том числе около $85 млрд прямых инвестиций. Только санкции, без учета влияния нефтяных цен, приводят к снижению инвестиций в основные фонды на 3,2%, к уменьшению розничного товарооборота на 2,4%». Позитивные же последствия от санкций в виде …