Якутская охота на варяга
В Якутске четыре года длится уголовное преследование бывшего гендиректора федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорты Севера» Павла Халина. Экс-руководителя почти всех якутских воздушных гаваней обвинили в мошенничестве, в суд дело передали и по другим статьям УК, по которым дела не возбуждалось. Несколько месяцев назад, за считанные дни до истечения срока давности, начался судебный процесс, и каким будет его исход, сказать трудно: в деле столько противоречий и ляпов, что успехом правоохранительных органов его назвать нельзя.
Обвинение утверждает, что обнаружило несколько эпизодов незаконной деятельности Халина: хищения при реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Чокурдах, незаконная приватизация служебной квартиры, оплата услуг якобы ненужных предприятию представителей и якобы оплаченная ФКП агитация во время праймериз «Единой России». Вменяемый ущерб порядка 100 млн. руб., при этом его экспертиза не проводилась.
Сам Халин считает уголовное преследование местью ему, «варягу»-москвичу, за отказ от покровительства со стороны высокопоставленных якутских чиновников - он подавал заявление о вымогательстве взятки бывшим прокурором Егором Колмогоровым. Халину вменяют взаимоисключающие статьи УК, обращает внимание его защита. «Допустим, незаконно взяты деньги. Квалифицировать это можно как мошенничество или как злоупотребление полномочиями, - поясняет адвокат подсудимого Дмитрий Логинов. - Халина же судят по обеим статьям, а такого вообще быть не может, по второй статье даже пострадавший отсутствует». Дело должно возбуждаться только по заявлению пострадавшей стороны, по этому поводу есть разъяснение пленума Верховного суда РФ, однако такого заявления нет, продолжает юрист.
С одобрения Росавиации вместо работ на Чокурдахе был закуплен щебень для замены ВПП на грунтовую: арбитражный суд установил, что щебень есть, но прокурор его не замечает, недоумевает Логинов. Есть документы и показания свидетелей о том, что деньги, в хищении которых обвиняют Халина, были украдены совсем другими людьми со счетов подрядчика, а не ФКП, но они игнорируются, рассказывал подсудимый порталу Sakhalife.ru.
У Росавиации не было претензий к работе представителей ФКП, такие же представители работают и сейчас, отмечает сторона защиты. Приватизация квартиры с точки зрения гособвинения должна была согласовываться с Росимуществом, но с 2008 года согласия ведомства на это не требуется, утверждает адвокат. А агитацию Халин оплачивал из личных средств, что установил суд в решении по гражданскому делу о возврате этих денег.
В деле немало скандальных эпизодов. Прокурор Юрий Ким для вменения Халину семи эпизодов утверждает, что «Аэропорты Севера» - муниципальное предприятие, что невозможно исходя уже из названия «федеральное казенное предприятие», подчеркивает Логинов. Был и скандал с подменой листов обвинительного заключения, на которую обратил внимание суд (кстати, из-за очевидных недоработок дело не раз возвращалось прокурору). Как утверждает Халин, полицейские прибегали к давлению и запугиванию, врывались в квартиры.
В правоохранительных органах неохотно дают комментарии, утверждая, что не помнят деталей расследования. Халин сомневается в объективности судьи Романа Габышева, о чем в 2015 году написал жалобу в Верховный суд РФ. Один из свидетелей обвинения называет Габышева родственником, все ходатайства о вышеуказанных нарушениях судья отклонил. Халину отказали во всех свидетелях защиты, были случаи удовлетворения судом ходатайства с последующей отменой этого решения. Дело попало к Габышеву при странных обстоятельствах: сразу после этого у Габышева без объяснения причин забрали и передали другому судье уголовное дело против экс-руководителя республиканской трудинспекции - Логинов, защищавший ее интересы, говорит, что в его практике такое было впервые. Редакция будет следить за развитием ситуации.