За что советские лётчики любили истребитель МиГ-3
На первый взгляд МиГ-3 оказался самым посредственным самолётом советских ВВС. Однако, всего одно обстоятельство обратило минусы этой машины в неожиданные плюсы.
Серьёзная машина на самом деле.
Забегая вперёд, стоит отметить, что в конце 1930-х и начале 1940-х годов в среде советских лётчиков практически каждая новая машина отечественной промышленности воспринималась не иначе как взятие новой конструкторской (технической) и в некотором смысле даже творческой высоты. Об этом, например, упоминал в своих воспоминаниях Покрышкин. Трижды герой Советского Союза вполне справедливо указывал на тот не для всех очевидный факт, что даже в самой выдающейся конструкции найдётся то или иное слабое место. Достаточно слабое для того, чтобы в условиях реальной эксплуатации превратиться в откровенную уязвимость машины. Что интересно, вспоминал Покрышкин в своих откровениях и о такой машине времён Великой Отечественной войны, как МиГ-3.
Хорошая машина.
Однако, прежде было бы не лишним сказать несколько слов о том, что вообще представлял собой этот истребитель-перехватчик и как именно он появился на свет. Прототип самолёта, который в дальнейшем стал известен как МиГ-3, появился благодаря работе специалистов КБ авиационного завода №1. Проектировал машину коллектив Николая Поликарпова, в то время как постройкой самолётов уже занимались специалисты ОКБ-1 Артёма Микояна. Первый полёт истребитель совершил ещё осенью 1940 года и надо сказать, достаточно легко «проскочил» первый тур испытаний. Вскоре машину рекомендовали к принятию на вооружение и запуску в серию. Однако, в последний момент военные оказались против: руководство ВВС раскритиковало машину за недостаточно высокую дальность полёта и высокий риск падения самолёта в штопор на высоких углах атаки.
Покрышкин высоко ценил машину.
На доработку машины ушло несколько месяцев. Относительно первоначального варианта, улучшенная версия истребителя обзавелась предкрылками для защиты от падения в штопор, дополнительным 250-литровым топливным баком, а кроме того, самолёт пережил изменение состава вооружения и практически полную перекомпоновку всех агрегатов из-за изменения центровки. При этом принять самолёт на вооружение до начала Великой Отечественной войны уже не успели, из-за чего последний тур испытаний уже в авральном режиме пришлось проводить летом 1941. Сразу после этого самолёт был запущен в серийное производство. Что интересно, подавляющее большинство МиГ-3 произвели в Москве в 1941 году. Сделать успели 3100 из 3178 когда-либо существовавших истребителей. Последние 6 МиГ-3 будут собраны в 1943 году, при этом использовать самолёт советские ВВС продолжат аж до 1945.
Использовался в качестве высотного.
Надо признать, что по итогу у советских конструкторов получилась достаточно спорная машина. На малых и средних высотах новые МиГ-3 показывали себя не слишком-то хорошо. Самолёт заметно уступал в лётных характеристиках не только большинству немецких аналогов, но и советским машинами из семейств Як и Ла. Помимо скорости и манёвренности, была у МиГ-3 и ещё одна ахиллесова пята – слабое вооружение. В отличие от большинства других истребителей и штурмовиков, у «тройки» вообще не было пушечного арсенала, лишь три пулемёта: пара в калибре 7.62 и ещё один с калибром 12.7. Справедливости ради, МиГ-3, вооруженные парой 20-мм ШВАКов существовали, однако сделали таких всего 52 единицы. Для сравнения, у Ла-5 парочка пушек была базовым вариантом исполнения.
Использовался в качестве машины ПВО.
Все эти недостатки не позволяли советским ВВС использовать новый МиГ-3 как полноценный фронтовой истребитель. У машины просто не было шансов в столкновении с аналогами. Однако, у этого самолёта всё же оказалось одно немаловажное качество, которые позволило вдохнуть в «тройку» жизнь. А именно – возможность оперировать на сверхбольших (по тем временам) высотах. В отличие от других советских истребителей, МиГ-3 мог вести бой на высоте до 12 км и на скоростях до 650 км/ч, что автоматически возводило его в ранг высотного истребителя. Поэтому в годы Великой Отечественной войны «тройки» применялись преимущественно как самолёты ПВО, став незаменимым помощником советской противовоздушной обороны в деле борьбы с немецкими бомбардировщиками.
У самолёта была своя ниша.
А возможным подобное стало благодаря использованию в конструкции МиГ-3 весьма специфического «бомбардировочного» авиационного двигателя – АМ-35. Точно такие же использовались в советских бомбардировщика Пе-8. Кстати, этот же двигатель является конструктивным предком авиационного мотора АМ-38, который устанавливался на штурмовики Ил-2. Стоит так же отметить, что появившийся в 1940 году 35-й стал одним из главных прорывов советского моторостроения до начала Великой Отечественной войны. Во всяком случае, среди авиационных агрегатов. Благодаря этому «посредственность» МиГ-3 неожиданно превратилась из недостатка – в достоинство. Что иронично, двигатель АМ-35 самолёт получил во многом случайно.