Алтайские археологи обнаружили уникальный «медвежий оберег»
Фото: Алексей Фрибус, ИИМК РАН / Могила №30 в могильнике Чумыш-Перекат
Найденный археологами Алтайского края «медвежий оберег» стал свидетельством уникального диалога древних культур.
Фото: Алексей Фрибус, ИИМК РАН / Вид на памятник Чумыш-Перекат Необычную бронзовую бляху с изображением трех медведей ученые АлтГУ совместно с коллегами из Института истории материальной культуры РАН обнаружили в ходе раскопок на реке Чумыш.
Фото: Алексей Фрибус, ИИМК РАН / Бронзовая бляха с изображением «медведей в жертвенной позе» Могильник Чумыш-Перекат относится к эпохе раннего средневековья. В частности, находка датируется VII-VIII вв. нашей эры. На страницах «Вестника археологии, антропологии и этнографии» ученые пришли к выводу, что оберег свидетельствует о сложных процессах культурного взаимодействия на территории Южной Сибири в эпоху становления Тюркских каганатов.
Фото: Алексей Фрибус, ИИМК РАН / Вид на памятник Чумыш-Перекат Работы по исследованию 17 захоронений велись в период с 2014 по 2019 годы. Примечательно, что они практически не тронуты грабителями. К тому же для лесостепного Алтая того периода погребальные комплексы такого типа крайне редки, что делает могильник одним из ключевых для понимания исторических процессов, происходивших в эту эпоху.
«Пять полевых сезонов совместной работы с учеными АлтГУ до сих пор приносят новые результаты. Мы получили в свое распоряжение целый комплекс разновременных материалов, но именно раннесредневековая группа погребений выделяется своей сохранностью и необычным сочетанием культурных традиций», – рассказал старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН.
По его словам, оберег стал неожиданным открытием, поскольку прямоугольные бронзовые бляхи, изображающие головы медведей, уложенные между передними лапами, являются характерным элементом охотничьих культов народов лесной и таежной зоны Евразии – от Урала до Енисея. А вот за пределами этой «северной зоны» они ранее были не известны. Более того, бляха находилась в одном из женских погребений, частично нарушенном в древности. При этом все вещи остались на месте, и, вероятно, это делалось с риутальным умыслом. В их числе не менее интересные украшения «южного» кочевнического облика – псевдо-колты (подвески) и ременные бляшки редких типов. Их прямые аналоги известны по материалам памятников Горного Алтая и Тувы, которые принято связывать с ранними тюрками, сообщили в Институте истории материальной культуры РАН.
Таким образом, сочетание в одном погребении «северного» культового предмета и «южных» элементов костюма стало отражением общей тенденции синтеза традиций разных культур на одном памятнике. Это подтверждают и другие находки. Например, исследован ряд мужских погребений в сопровождении коня. Это явно отсылает к погребальным обрядам древних тюрок.