Дети против учителей. Психолог Слободчиков рассказал о причинах ЧП в школах
Сразу два нападения на учителей в школах за день. Утром в Уфе девятиклассник несколько раз выстрелил в учителя и одноклассников, а потом взорвал петарду. К счастью, там никто не пострадал. Через несколько часов в Красноярске 14-летняя школьница попыталась ранить ножом учителя из-за замечания на уроке, но на ее пути встала одноклассница и получила легкое ранение.
«Не все ведь психи»
Своим мнением о произошедшем с aif.ru поделился семейный и подростковый психолог, доктор психологических наук Илья Слободчиков: «Все это огорчительно и очень тревожно по той простой причине, что начинает напоминать такую тенденцию цепочечной реакции. Где-то одно произошло и как лихорадкой перекидывается на другую ситуацию. Это естественно, метафора, но метафора не очень хорошая. Причин и версий произошедшего может быть огромное количество, начиная от эмоциональной нестабильности и патологической обидчивости конкретного ребенка. В любом случае надо разбирать каждый конкретный случай».
Что спровоцировало подростков на преступление, пока неизвестно. В обоих случаях говорится о конфликте с учителями. В уфимской школе — со слов отца, также и о травле школьника со стороны одноклассников. При этом парень из благополучной семьи. В школу приехал лично глава Башкирии Радий Хабиров и заявил, что оружие, из которого стрелял ученик, — игрушечный автомат из детского магазина, стреляет маленькими пластиковыми пулями. Однако это не отменяет серьезности ситуации.
«Речь идет снова и снова о том, что психологическая среда образовательного учреждения нестабильна и недостаточна для того, чтобы обеспечивать именно безопасность как таковую, — считает Илья Слободчиков. — Потому что, если подростки начинают срываться таким образом и понимают, что они могут это делать, и никто их не останавливает, то такая история тоже не на пустом месте растет. Не могут все подряд быть психически нездоровыми, а это не первый случай и не второй. Следовательно, надо искать более системные и более сложные причины всей этой ситуации».
«За детей отвечают родители»
После каждого подобного ЧП, очередного всплеска агрессии, в школах начинаются проверки системы охраны, упоминается о необходимости эффективной психологической службы (в отношении уфимской школы звучат заявления о халатности и возможности увольнения всего руководства образовательного учреждения). Но воз и ныне там. Добавим к этому почти полное отсутствие уважения к учителям и низкий статус профессии в обществе, в семьях тех же учеников. И вот уже подростки, решившие, что их в чем-то ущемили, чем-то обидели, прибегают в лучшем случае к оскорблениям, а в худшем — к насилию. Нельзя исключать и влияния всевозможных кураторов из-за рубежа, которые могут подсказывать определенные способы разрешения таких конфликтов. И тут уже психологи со стороны и школа бессильны — они не в состоянии отследить, на каких сайтах и на какие темы общаются дети, что им там внушают и т. д. Это могут сделать только внимательные родители. А им часто не до того, чем занят ребенок в свободное время, кто его друзья, о чем он думает и мечтает. Многие же целыми днями даже не разговаривают толком с собственными детьми, уткнувшись, как и дети, в телефоны.
«Я бы обратил внимание на усиление профилактической работы с родителями, — отмечает Илья Слободчиков. — Потому что прежде всего родители ответственны за ситуации с собственными детьми, они их видят, слышат, с ними общаются. И в этом смысле, если ребенок находится под контролем родителей, и родители взаимодействуют со школой, проблем будет существенно меньше».
Если ребенок не может поделиться наболевшим с родителями (а родители со своей стороны не проявляют интереса к его жизни), попросить помощи в конфликтных ситуациях, то ему ситуация кажется безвыходной. Кто-то пытается навредить себе, кто-то хватается за оружие. Особенно если ему подсказали этот способ другие взрослые