Ну и атмосферка у вас на болотах
Мы все, конечно же, помним фильмы "Никто не хотел умирать", "Долгая дорога в дюнах", "Смерть под парусом", засмотренные до дыр не одним уже поколением. Да и сейчас, пожалуй, каждый второй взбодрится при упоминании имён Донатаса Баниониса, Вии Артмане, Эве Киви, Гунара Цилинского... и многих других. Истоки прибалтийского хоррора имеют не менее давнюю историю, начиная со времён даже досоветских. Однако же первым по-настоящему ярким, а ныне и вовсе культовым, событием стал, пожалуй, фильм уже 1992 года и независимой Латвии "Паук" уроженца Риги Василия Масса (который по основной профессии и вовсе художник-постановщик) с юной и прекрасной Аурелией Аужите.
И только спустя более чем двадцать лет, прожитых без ужасов и дрожи, в той же Латвии в 2014 году вышли сразу два фильма, каждый из которых по-своему напугал зрителя: полнометражный Айка Карапетяна (ну не слишком прибалтийское имя, да) "М.О.Ж.", снятый в лучших традициях жанра, щедро пропитанный кровью и криками, и короткометражка знатных провокаторов Лауры и Райты Абеле "Кастрированный кабан" (да-да), шокировавшая зрителей неожиданным поворотом событий лишь незадолго до финала.
Мы же с вами сегодня перейдём границу (у реки?) и окажемся по соседству, в Эстонии. Если у латвийцев ужас выходит на биг экраны в час по чайной ложке, то у эстонцев, кажется, дела здесь обстоят чуть лучше. Хотя и тут некий прорыв случился разве что лет 10 назад, когда "Чёрный альпинист" Урмаса Лийва (где засветился, в частности, и главный "баламут" отечественного кино Вадим Юрьич Андреев) сверхуспешно по местным меркам прошёлся по кинотеатрам страны.
Остановлю свой более пристальный взгляд на главном герое сегодняшней трансляции, мрачно обаятельной чёрной комедии Марта Сандера "Жутковатые истории" (или "Жуткие сказки"), вышедшем в свет (или во тьму, тут уж как кому) в ноябре 2019-го. С точки зрения вклада Сандера, известного в Эстонии не только кинематографиста, но также музыканта, телеведущего, писателя, в проект — его вполне можно назвать авторским. Март отмечен в титрах режиссёром, автором сценария, продюсером, композитором, художником, монтажёром (надеюсь, ничего не упустил), сам в кадре появляется тоже (колоритный дядя, под два метра ростом, внешности арийской).
"Жутковатые истории" — первая подобная антология для эстонского кинематографа (а, возможно, и всего кино стран Прибалтики в целом; тут, каюсь, не углублялся). Это пример лёгкого ненапряжного хоррора. При этом у фильма довольно приличная прокатная и фестивальная судьба (включая страны Европы и Америки, не обойдя и лавкрафтовский). Он состоит из четыркх новелл, практически не имеющих друг с другом ничего общего и никакой связующей нити (за исключением демонического рассказчика в лице самого Сандера) также. Они разные по градусу саспенса, количеству пролитой крови (хотя и в целом это не тот случай, где прям вёдра подставляй), да и по качеству, наверное, тоже. Но в чём не откажешь создателям, так это в остроумии, оригинальности и эффектном кадре. Сандер умеет делать красивую картинку (помимо кино он также режиссёр театра и оперы). Неторопливый же склад фильма напоминает все неполиткорректные анекдоты о "горячих эстонских парнях" разом.
"Жутковатые истории" предпочтительнее всего употреблять на ужин. Закуска "На самом деле" задаёт тон всему столу:
Была тёмная и ненастная ночь, пятница, 13-е, на дворе примерно 1930-е, загадошные тени, гром и молния, ля-ля тополя, все дела. Таинственная красотка (Екатерина Новосёлова) заходит в одинокую гостиницу, где хозяин (популярный на родине певец Тоомас Колк) в одиночестве обслуживает бар. Она утверждает, что сбила на дороге животное, и её машина стоит на обочине. Бармен сообщает ей, что пришибла-то она-де оборотня, а не обычную зверушку-скотинку. Мол, и сам отель стоит на вершине кладбищенского холма, усеянного могилами подобных персонажей.
Дама изображает неподдельный ужас. Стремится уйти. Чувак уговаривает её остаться. Они даже немного флиртуют. Он не в курсе, что настоящий ужас-ужас стоит именно перед ним.
Не "Ночной портье" с Богардом и Рэмплинг, конечно. И всё же, всё же, всё же... По-моему, самая изобретательная часть. С замечательно продуманным и прописанным диалогом двух героев. Два основных блюда — "Забвение" и "Источник одиночества" — насыщают сюжет. А "Это сделал дворецкий" — забавный десерт, который умело завершает трапезу.
Это не гениально, не шедеврально и, вероятно, даже не заслуживает иных превосходных эпитетов. В то же время невозможно не отметить, что по обе стороны камеры перед нами люди талантливые, знающие и умеющие. Сандер, как человек очевидно амбициозный, иногда явно заигрывается в самолюбование и собственную непогрешимость, но каждый раз умудряется умело выплывать, в итоге оказываясь если не с трофеем победителя, то уж близ пьедестала почёта рядом где-то.
P.S. Если верить Вики, то в 2024 году Март Сандер установил мировой рекорд Гиннесса, сыграв 48 (!) различных персонажей в своём фильме "Снотворное доктора Сандера".
P.P.S. Автор сердечно благодарит свои источники вдохновения для написания данной статьи, а именно доброго друга, латвийского кинокритика Дмитрия Ранцева, портал HorrorZone и бутылку клюквы на коньяке объёмом 0,5 литра (от рекламы воздержимся).
Обсудить