Однажды Георгий думал, на чём прокалываются такие люди, как Мадуро.
Первая проблема, конечно, для человека во власти – это отрыв и плавание в глубоком космосе. Особенно, если на троне находишься уже давно. Как ситуация обстоит на деле, какой её ощущает народ – ты не видишь. Ведь сам ты по улице не ходишь, в метро не ездишь. Лишь хор придворных льстецов окружает тебя, и с радостью споёт сладкую инфу в нужной интерпретации, какую тебе удобно слышать – лишь бы ты их наградил.
Я помню беседу с Милошевичем вскоре после его ухода в отставку. Я деликатно спросил, не собирается ли он уехать, пока неразбериха – его же арестуют. Милошевич искренне поразился. «Кто МЕНЯ арестует? Я был ПРЕЗИДЕНТОМ этой страны». Меньше, чем через полгода, Милошевича арестовали, и позже выдали в Гаагу.
Ещё ранее, в 1995 году, меня удивило личное общение с Горбачёвым. Самый непопулярный, ненавидимый в стране человек выдвинулся на президентские выборы, планируя выйти во второй (!) тур. Я не смог ему объяснить, что народ наш совсем не хочет отныне ничего нАчать и углУбить. Он пребывал в своих грёзах. «Я приезжаю в Сибирь, и зал полон – жители России желают меня видеть». «Михаил Сергеевич, если бы туда слона дрессированного привели, людей собралось бы ещё больше». Он получил на выборах 0,5 %.
Эти люди представляют себе только ту картину, что им нравится. Мадуро тоже её представлял. Что американцы не осмелятся, что у него ПВО, а рядом мощная армия в 123 000 человек. Но Венесуэла очень коррумпированная страна – я помню, как сотрудник МИД мне рассказывал: «Мне нравятся, как меня полицейские грабят. Они делают это вежливо, без угрозы жизни. Бандиты сразу в голову шмальнут». Если столь бешеная коррупция вокруг, с чего вдруг уверенность, что тебя не сдадут за сходную сумму? На фантазиях прокололись очень и очень многие.
Саддам искренне воображал, что долго сможет сопротивляться Америке: пойдут гробы в США, а иракская армия проверена 8-летней войной с Ираном. Но когда американцы вошли в Багдад, Сталинград не случился. Оборона развалилась, генералы сбежали. Кто-то спасал свою шкуру, кто-то получил деньги. Саддам прятался один, в земляной норе, пока его не поймали через 8,5 месяцев. С ним не остался никто – ни друзья, ни охрана, ни соратники. А ведь он был на 100 % уверен, что все его обожают, и готовы за него умереть.
Коррупция и взятки в Ираке при Саддаме тоже были нормой. И в соседнем Иране они до сих пор норма. А потом там удивляются, почему Израиль в первый день войны уничтожил ПВО и ВВС Ирана, убил всех физиков-ядерщиков и весь комсостав армии в их квартирах. Глава ХАМАС Исмаил Хания, по одной из версий, был убит в Тегеране своим охранником, заложившим бомбу в его коттедж за $6 миллионов оплаты от «Моссад». У меня нет сомнений, что арест Мадуро тоже хорошо оплачен, и деньги взяло именно его окружение. Клявшееся ему в верности. Американцы имели план всех помещений, точно знали, какие точки подавлять, и куда именно идти.
Куча руководителей государств полагают, что когда чиновники массово воруют – это нормально, лишь бы верны режиму были. Да и у нас самих Екатерина II тоже так считала, а её придворные строили пышные арки в имениях с надписью «Щедротами Екатерины Великия». Но отказ понять и анализировать ситуацию (особенно, если она для тебя невыгодна), самовлюблённость, самоуверенность и коррупция – это пилить сук, на котором сидишь.
Прибавим сюда и Башара аль-Асада, ныне глядящего на нас из башен «Москва-сити». Тоже взяточничество, нежелание никого слушать («всё равно русская армия защитит»), хор льстецов и драки чинуш под ковром. Потом одни части купленной армии разбежались, а другие не пожелали за него умирать – знаете ли, для каждого солнце гаснет в одиночку. И династия, помпезно державшаяся у власти полсотни лет, рухнула за неделю.
Фидель Кастро, предшественник Мадуро - Уго Чавес, батя Башара – Хафез Асад, Ким Чен Ир, Рухолла Хомейни и другие олдскульные диктаторы умерли в своих постелях. При них тоже воровали, но не так повсеместно.
И им служили не за страх, а за совесть.
(с) Zотов