Новая маркированная реальность. Алтайский бизнес перестает «плавать» в «Честном знаке»
С 1 марта 2026 года обязательная маркировка товаров перестанет быть экспериментом или отраслевой историей — она станет безусловной нормой товарооборота почти для всех групп товаров. В этом году под действие новой волны системы «Честный знак» попадают кондитерка, чай, кофе, стройматериалы и новые виды легкой промышленности. В центре «Мой бизнес» прошел семинар-интенсив, где предприниматели искали ответы на вопросы, которые даже техподдержка зачастую оставляет без внятного решения.
Все подробности - здесь
Бойся — не бойся, начать придется
Ажиотаж в конференц-зале центра «Мой Бизнес» оказался сюрпризом даже для организаторов. Более сотни заявок — нетипичная цифра для Барнаула, где тему маркировки долгое время считали «решенной». Здесь 11 февраля собрались предприниматели сферы розничной и оптовой торговли, производители и импортеры, чтобы обсудить актуальные вопросы маркировки товаров.
Маркировка, как известно, идет волнами. Новые группы товаров, попадающие под включение в «Честный знак», добавляются практически ежемесячно. Спикер семинара, эксперт по разрешительной документации системы «Честный знак», руководитель компании «Про.Маркируй» Артем Турбин, считает, что к 2035 году маркированию будет подлежать уже все.
Это новая реальность, от которой бизнесу не получиться увернуться. По словам специалиста, алтайский бизнес прошел стадию отрицания и вышел на этап конкретных технических вопросов.
«Если раньше был запрос "я ничего не понимаю", то сейчас он звучит иначе: "у меня такая-то ошибка, помогите"», — объясняет эксперт. Даже импортеры, которые всегда были в самой сложной позиции (потому что в том же Китае маркировки нет), перестали паниковать.
Во сколько это обойдется бизнесу
Затраты для предпринимателей на вхождение в систему «Честный знак» зависят от категории бизнеса. Так, для малого предприятия достаточно 25-30 тыс. рублей на приобретение термотрансферного принтера, ПО и сопутствующего снаряжения. В среднем бизнесе начинаются интеграции с другими ресурсами по типу «1С», и помимо принтера может понадобиться дополнительное оборудование. А крупные производства и восвсе подразумевают монтаж маркировочного оборудования в существующую производственную линию.
«Более того, сейчас уже Китай сам маркирует товары под нашу систему. Там нашлись предприимчивые бизнесмены, которые стали оказывать такие услуги. Недавно представители Минпромторга были в Саудовской Аравии и показали, как работает "Честный Знак". Это говорит о том, что развитие системы происходит и в других странах для того, чтобы они могли адаптироваться под нашу систему. Мы понимаем что это будет внедряться все больше и больше, и правильнее начать, чем сопротивляться», — отмечает Артем Турбин.
Маркетплейсы как черный ящик
Плюсы у маркировки, конечно, есть: маркировка ввела ясность по партиям и отдельным упаковкам, каждую единицу товара стало легко отследить. Вдобавок, рынок обеляется, и покупатель получает больше уверенности в качестве и безопасности продукции. Однако сложностей хватает.
Дарья Легостаева, директор по качеству компании-производителя БАДов — Института биорегуляции и физиологии человека, на семинар пришла с конкретными вопросами. Один из них — техническая задача, которую техподдержка «Честного знака» решить не смогла. И дело не в сложности оборудования — дело в нестыковке нормативной базы и интерфейсов.
«Пример. Мы отправили товар на маркетплейс, и у нас возник простой вопрос: в какой момент выводить маркировку из оборота? Когда покупатель оплатил заказ? Когда нам поступили деньги? Или когда товар ушел со склада маркетплейса? Я звонила в техподдержку пять раз — получила пять разных ответов. И к какому из них склониться, не совсем понятно», — делится проблемой специалист.
Пример входа в систему «Честный знак» — сколько стоило и как отразилось в цене
Представитель компании объяснила: «стоимость» входа в систему включает покупку принтера, сканера, лент, самого программного обеспечения. Плюс отдельно оплачивается выпуск каждого кода. «Если нанимать отдельного человека на выполнение этих задач, затраты будут больше, — рассказала Дарья Легостаева. — Но мы просто распределили это внутри компании, поэтому не заложили маркировку в цены. Расходы на вход в систему записали в издержки. У других компаний себестоимость продукции может вырасти на 0,5-1%».
Защита от контрафакта как побочный эффект
В череде сложностей и жалоб неожиданно проявился еще один устойчивый плюс, о котором говорят даже критики системы. Маркировка становится реальным инструментом защиты бренда на региональном уровне.
Ольга Каланакова, производитель школьной одежды с десятилетним стажем, не скрывает: бумажной работы прибавилось, маркировка — монотонный труд, и не важно, нравится он бизнесу или нет, делать эту работу нужно, и делать правильно. Но фоновая тревога о том, что чужой цех в соседнем районе напечатает партию «левых» брюк под ее этикеткой, ушла в прошлое.
«Да, действительно сейчас есть в этом защита нас, как производителей напрямую. Сейчас мы производим легально и точно знаем: если кто-то скопирует наш бренд, мы сможем с него спросить», — рассуждает Ольга.
Производители начинают воспринимать «Честный знак» не как налоговый инвентарь, а как цифрового юриста, который фиксирует право собственности на каждый конкретный экземпляр товара.
Организаторы семинара из центра «Мой Бизнес» признаются: они долго не решались проводить большой семинар по маркировке в Барнауле, считая, что город уже все знает. Но запросы из муниципалитетов заставили пересмотреть стратегию.
Факт
По нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика» за 2025 год образовательную поддержку центра «Мой бизнес» Алтайского края получили более 5 тыс. предпринимателей, самозанятых и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность.
Ирина Черепанова, заместитель руководителя центра «Мой Бизнес», наблюдает за трансформацией настроений предпринимателей не первый год. И если городские уже освоились (и то не до конца), то у районов вопросов еще больше.
«Для предпринимателей это, конечно, стресс. Я не буду обманывать — люди переживают. С апреля стартует автопоезд "Мой бизнес": будем выезжать в муниципалитеты, и тема маркировки — в каждом. В прошлом году посетили более тридцати районов, и везде много вопросов. От нас ждут достоверной информации. И главное, что мы должны донести: это неизбежно. Отодвигать на потом не получится», — резюмирует Ирина Черепанова.