Как становился Асбест. 8
Предыдущие части
Продолжение
В июле 1943 года пять дней проработал на постройке лесовозной узкоколейной железной дороги и на рубке дров. Я даже не представляю теперь, как мы голодные выполняли эти тяжелые работы! Но знали, что это нужно. Без дров вступать в зиму город не мог. К голодовке добавить еще холод – это уж будет как на фронте.
В сентябре начали убирать овощи. А убирать – то, к сожалению и нечего. Картошку, по причине непрекращающихся дождей поразила фитофтора. Со всех своих огородов едва собрали 2 ведра годной картошки. Сгнили и репа, турнепс, даже редька. А впереди зима!
С 25 ноября 1943 года я начал работать на фабрике №3».
Фабрику №3 после 2-х летней консервации начали пускать в эксплуатацию. Директор фабрики Тимофеев попросил на один месяц отца помочь, так как там почти не осталось ИТР. Отца назначили начальником технического отдела временно. Это «временно» превратилось потом в «постоянно» и продолжалось почти 20 лет. Фабрику пускали сначала в составе одной секции цеха обогащения. Руду брали из старых запасов в складе сухой руды, так как цех крупного дробления первое время не работал. В начале пуска коллектив фабрики состоял всего из 70 человек. Главного инженера не было. Через некоторое время возвратились, отозванные с фронта, Н. А. Горшколепов и Н. С. Щербаков. Первый стал директором, а второй главным инженером фабрики.
Потом привезли из Курской области 150 девушек, которые и составили основную массу рабочих цеха обогащения. В механическом цехе было несколько квалифицированных слесарей и мастеров. Основную же массу слесарей представляли подростки. Пуск проходил трудно. Происходили несчастные случаи. Курские девушки, взятые прямо из деревень боялись оборудования, а новоиспеченные слесаря, наоборот, ни чего не боялись. Новый коллектив складывался долго, уже после окончания войны народ подобрался подходящий. А в начале, были малограмотные начальники цехов и отделов.
Из воспоминаний. Записано 6 июня 1981 г.
«Первой моей работой стало составление технического отчета о работе фабрики за ноябрь. Не у кого было спросить. Сам доходил до всего. Пришлось ознакомиться с обогащением вплотную. Не скажу, чтобы я сразу нашел свое место в коллективе. Обязанности появлялись постепенно. Первое время меня не забывал трест «Союзасбест», нет – нет, да и вызывал для выполнения какой – ни будь, срочной работы. На фабрике также кроме основной работы было много дел: сенокос, уборка овощей и др. Первой нашей заботой был пуск в эксплуатацию цеха крупного дробления. Во время консервации цех был буквально раздет. Были сняты электродвигатели и ленты с конвейеров на нужды других предприятий. С большим трудом все это было восстановлено. Со временем поставили вторую щековую дробилку, на второй стадии установили две мощные конусные дробилки. Позднее установили дополнительную конусную дробилку – как третью стадию дробления. Пустили в ход сушильные печи №3 и №4. Диспетчерской службы первое время не было. ИТР пришлось дежурить в ночное время по очереди. Было трудновато: ночь отдежурить, а утром снова на работу.
Мои обязанности на фабрике увеличивались как снежный ком. Сначала только технические отчеты. Потом, поскольку на фабрике не было энергетика – на меня были возложены обязанность главного энергетика (а я в энергетике совсем мало понимал). Почти сразу же на меня были возложена ответственность за состояние зданий и сооружений. Позднее для проведения поддерживающих ремонтов требовалось проведение проектирование этих ремонтных мер.
Неблагополучными у нас были: здание сушильного отделения; туннель под складом сухой руды; само здание склада; аварийный бункер для погрузки отходов фабрики; здание склада готовой продукции и пылеосадительная камера.
С течением времени вместо пылеосадительной камеры были запроектированы новые пылеосадительные сооружения с электрофильтрами и двумя трубами высотой 120 метров каждая.
Сама подготовка места под строительство отняла много времени и сил. На этом месте были пылевые отвалы, бетонные сооружения от бывшей канатной дороги, железная дорога на фабрику №2. Пришлось руководить всеми работами.
Под моим началом работали 5 бульдозеров, экскаватор, бригада железнодорожных рабочих, бригада взрывников. Пришлось распрощаться и с аварийным бункером. Был построен новый железобетонный бункер отходов, а над ним небольшая фабричка для получения толерубероидной гали. Какие это были сложные решения! Старый склад сухой руды тоже со временем начал разрушаться. Новый склад был запроектирован и построен, но нужно отметить, что как раз к моменту пуска в эксплуатацию нового склада, старый склад обрушился.
Продолжение следует
Источник