Поддержка субъектов РФ. Динамика бюджетно-финансового положения регионов России
Оценку бюджетно-финансовой устойчивости консолидированных бюджетов регионов можно произвести через анализ изменений в динамике доходов, расходов, бюджетного дефицита (профицита) и долговой нагрузки. Такой анализ возможен с учетом ряда допущений, поскольку в открытых источниках может отсутствовать информация по некоторым регионам, она может публиковаться с определенным лагом, сами доходы могут поступать неравномерно в течение финансового года, а основная часть расходов осуществляется ближе к концу финансового года. Тем не менее попробуем разобраться, какие регионы демонстрировали бóльшую финансовую устойчивость, а в каких регионах по итогам 8–9 месяцев 2025 года произошло накопление бюджетно-финансовых рисков.
Михаил Викторович Мильчаков, специалист в области регионального развития и межбюджетных отношений, кандидат географических наук
Доходы
По итогам восьми месяцев 2025 года доходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 6,2%, в том числе налоговые и неналоговые доходы — на 7,2%[1]. При этом если налог на прибыль организаций снизился более чем на 5%, то НДФЛ увеличился почти на 13%. В номинальном выражении объем безвозмездных поступлений в текущем году сохранился на уровне прошлого года.
#515477_300_d#
Относительная стабильность поступления доходов в целом была характерна для регионов Центрального и Дальневосточного федеральных округов (рисунок 1). У 25 регионов прирост всех доходов за январь — август 2025 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года превысил 10%. В 37 регионах отмечался рост налоговых и неналоговых доходов более чем на 10%. В 18 регионах рост объема безвозмездных поступлений превысил 10%.
Прирост налоговых доходов отмечался в ряде «ресурсных» регионов Дальнего Востока: Забайкальском и Камчатском краях, Магаданской области, Чукотском АО и Еврейской АО. У названных регионов (кроме Чукотского АО) произошло увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций, у многих упомянутых субъектов РФ увеличение произошло по виду экономической деятельности «добыча руд цветных металлов», в Магаданской области и Камчатском крае — также по виду экономической деятельности «рыболовство, рыбоводство».
Восемь регионов демонстрировали дополнительную устойчивость доходов: в них заметно увеличились и налоговые доходы, и финансовая поддержка по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это Тверская и Амурская области, Красноярский, Камчатский и Забайкальский края, республики Тыва и Хакасия, Еврейская АО.
В более уязвимом положении оказались промышленно развитые регионы, у которых в доходной базе большую роль играл налог на прибыль организаций со специализацией на черной металлургии либо на нефтегазовой отрасли. За восемь месяцев текущего года снижение налога на прибыль организаций отмечалось у 32 регионов. Среди них с развитой черной металлургией — Липецкая и Вологодская области, нефтегазодобывающие — Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО, более диверсифицированные — Оренбургская, Саратовская и Иркутская области. Спад налога на прибыль организаций в этих регионах привел к снижению общего объема доходов.
В Тюменской, Сахалинской и Кемеровской областях общие доходы опустились более чем на 10%. При этом в Тюменской и Сахалинской областях более чем на 10% сократились в номинальном выражении налоговые и неналоговые доходы. Так, в Тюменской области налог на прибыль организаций просел на 1/3, в Сахалинской области — примерно на четверть. В Кемеровской области имело место одновременное снижение и безвозмездных поступлений (—28,9%), и налога на прибыль организаций (—32%). В Тюменской и Сахалинской областях, наоборот, отмечалось увеличение безвозмездных поступлений, но этот рост не компенсировал спад в налоговых и неналоговых доходах.
В шести регионах произошло одновременное снижение и налоговых доходов с учетом падения налога на прибыль организаций, и безвозмездных поступлений (Архангельская, Вологодская, Оренбургская, Саратовская и Кемеровская области, ЯНАО). Из числа этих регионов минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности — в Саратовской области (РБО на 2025 год равен 0,763), что обусловливает для региона повышенные бюджетно-финансовые риски.
Таким образом, анализ динамики доходных источников свидетельствует о том, что устойчивость доходной базы имеет выраженное отраслевое измерение: опережающее поступление доходов отмечается, в частности, в «ресурсных» регионах Дальнего Востока с добычей руд цветных металлов, в более уязвимом положении оказались регионы угледобычи, нефте- и газодобывающие регионы. В некоторых регионах с относительно невысоким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности, у которых отмечалось снижение налоговых и неналоговых доходов одновременно с объемом безвозмездных поступлений, возникают повышенные риски.
Расходы
За январь — август 2025 года расходы консолидированных бюджетов регионов без учета воссоединенных субъектов РФ составили около 16 триллионов рублей, увеличившись на 15,8% в номинальном выражении. Около 2/3 региональных расходов составляют региональные затраты на образование, социальную политику и национальную экономику. Каждое направление занимает около 20%. За рассматриваемый период из отмеченных крупных направлений более всего приросли (более 20%) социальная политика и национальная экономика.
Почти на 50% увеличились расходы на обслуживание долговых обязательств, по состоянию на 1 сентября 2025 года они составили почти 58 миллиардов рублей. Более чем на 10% сократились расходы регионов на охрану окружающей среды и национальную оборону.
У большинства регионов расходы в номинальном выражении увеличились, в том числе у 20 регионов — на 20% и более. Лидером наращивания расходов стала Курская область. Здесь произошло увеличение общих расходов более чем в два раза за счет предоставления федеральных межбюджетных трансфертов на социальные выплаты и поддержку пострадавших секторов экономики. В Еврейской АО расходы выросли почти на 1/3.
Только в Новгородской, Кемеровской и Тюменской областях, Республике Крым и Чеченской Республике по итогам восьми месяцев текущего года расходы снизились в номинальном выражении. Таким образом, в Кемеровской и Тюменской областях в условиях снижения доходов были сокращены расходы. В Республике Крым на 33% снизились безвозмездные поступления (в качестве причины можно указать высокую базу 2024 года). В Новгородской области безвозмездные поступления снизились на 13,5%.
Дефицит и профицит
Опережающий рост расходов консолидированных бюджетов регионов привел к увеличению совокупного дефицита региональных бюджетов. Так, если 1 сентября 2024 года суммарный дефицит консолидированных бюджетов составлял 131,9 миллиарда рублей, то 1 сентября 2025 года — уже 511,3 миллиарда рублей (без учета воссоединенных регионов). То есть за рассматриваемый период дефицит вырос в 3,9 раза, или на 379,4 миллиарда рублей. Общее количество регионов с текущим бюджетным дефицитом возросло с 17 в 2024 году до 46 в 2025 году. При этом за январь — август 2025 года дефицит консолидированных бюджетов воссоединенных регионов составил 16,2 миллиарда рублей, профицитным бюджет был только у Запорожской области. Данная тенденция может свидетельствовать о признаках увеличения разбалансировки консолидированных бюджетов регионов в течение финансового года.
В восьми регионах прирост дефицита (общей разбалансировки при переходе от профицита к дефициту) составил более 30 миллиардов рублей: в Сахалинской, Новосибирской, Иркутской, Свердловской и Самарской областях, Краснодарском и Пермском краях, Ямало-Ненецком АО. Нефтегазодобывающие Сахалинская область и ЯНАО финансировали региональный дефицит преимущественно за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Если в 2024 году за счет привлечения коммерческих кредитов активно финансировали региональный дефицит Архангельская и Мурманская области, то в текущем году к ним прибавились приграничная Белгородская, а также Иркутская и Кемеровская области. Республики Башкортостан и Якутия, Новосибирская и Томская области в крупном объеме финансировали региональный дефицит за счет использования ценных бумаг.
В крупнейших агломерациях — в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — в текущем году отмечался профицит, хотя он уменьшился по сравнению с 2024 годом. Значительный бюджетный профицит за оба года также имеют Республика Татарстан, Красноярский край, профицит бюджета в 2025 году нарастили Забайкальский край, Чеченская Республика, Республика Крым и город Севастополь.
Анализ государственного и муниципального долга
На совокупный объем долга регионов оказывали влияние несколько факторов. С одной стороны, в условиях значительного сокращения поступления доходов у ряда регионов и увеличения дефицитов консолидированных бюджетов субъектов РФ возникла потребность в привлечении дополнительных заемных средств, в том числе рыночных заимствований. Их объем за девять месяцев текущего года увеличился на 15%. С другой стороны, было расширено применение инструментов инфраструктурного развития на возвратной основе — через предоставление бюджетных кредитов инфраструктурной направленности из федерального бюджета. К примеру, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 ноября 2024 года № 419‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» на 2025 год предусматривалось предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в объеме до 250 миллиардов рублей на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (так называемые казначейские инфраструктурные кредиты, или КИКи). Третьим фактором стал запуск программы по частичному списанию задолженности регионов по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом. В общей сложности 226,9 миллиарда рублей были списаны тем регионам, которые направили высвобождаемые в рамках реструктуризации средства на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты.
Дополнительным стабилизатором региональных бюджетов в течение финансового года являются бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта РФ, лимит которых ежегодно определяется с учетом наличия временно свободных средств единого счета федерального бюджета (так называемые короткие казначейские кредиты). На 2025 год лимит таких кредитов определен в размере 300 миллиардов рублей со сроком погашения до 31 июля 2025 года, а для отдельных регионов — до 20 декабря. Таким образом, в июле большая часть регионов должна была вернуть эти кредиты в федеральный бюджет.
#515478_300_d#
Средний уровень долговой нагрузки на консолидированные бюджеты регионов (без учета воссоединенных субъектов РФ) по состоянию на 1 января 2025 года составлял 17,2% (рисунок 2). Данный показатель рассчитан как отношение совокупного объема долга регионов и муниципальных образований к доходам консолидированных бюджетов регионов без учета безвозмездных поступлений за 2024 год. У 13 регионов долговая нагрузка превышала 50% к объему налоговых и неналоговых доходов. Максимальные показатели на начало года имели Архангельская область (77,2%), республики Хакасия, Бурятия и Мордовия, а также Еврейская АО. На общем фоне выделяется Чукотский АО, у которого, согласно данным Минфина России, в 2025 году произошел рост объема государственных гарантий на более чем 14 миллиардов рублей.
К 1 октября 2025 года совокупный объем долга регионов и их муниципальных образований составил 3,5 триллиона рублей (без учета воссоединенных регионов). По сравнению с началом года он изменился незначительно. Долю в совокупном госдолге субъектов РФ по сравнению с 1 октября 2024 года в наибольшей степени нарастили 11 регионов. Максимальный прирост доли отмечался у Архангельской, Мурманской, Нижегородской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областей.
За январь — сентябрь 2025 года Архангельская, Нижегородская, Томская области и Республика Бурятия, уже имевшие высокий уровень долговой нагрузки на начало года, еще больше увеличили объем долга. Три указанные области в текущем году также нарастили объем задолженности по рыночным заимствованиям.
В программе списания задолженности по бюджетным кредитам в 2025 году приняло участие 58 регионов. Эффект от списания составил около 6,5% общей задолженности по всем обязательствам регионов на начало текущего года. У 11 субъектов РФ данный показатель снизился более чем на 20%. Уровень общего долга с учетом его частичного списания сократился у многих регионов Северо-Кавказского федерального округа, а также у Республики Марий Эл (около 40% и более). В абсолютном выражении наибольший объем долга был списан Московской области (36 миллиардов рублей), Ставропольскому краю (13,5 миллиарда рублей) и Саратовской области (12,4 миллиарда рублей).
Для улучшения ситуации в бюджетно-финансовой сфере в дальнейшем могут быть дополнительно рассмотрены меры по поддержке субъектов РФ с существенным снижением налоговых и неналоговых доходов в течение финансового года, имеющим относительно невысокий уровень РБО, с оперативным доведением средств. В качестве системной меры может быть рассмотрен вопрос дополнительной рассрочки, погашения 1/3 объема задолженности по бюджетным кредитам в рамках программы реструктуризации, чтобы минимизировать риск активного наращивания рыночной задолженности и роста расходов на ее дальнейшее обслуживание.
[1] Без учета воссоединенных регионов, так как по ним Федеральное казначейство не опубликовало промежуточные данные за август 2024 года.