Организаторов туров хотят обязать платить за спасение туристов-нарушителей
После трагедии на Вилючинском вулкане глава Камчатки Владимир Солодов предложил взыскивать с организаторов опасных туров компенсации за спасательные операции. По его словам, группа, сорвавшаяся со склона, не была зарегистрирована в МЧС и проигнорировала закрытие маршрута
Глава Камчатки Владимир Солодов предложил ввести в законодательство норму, которая бы позволила взыскивать компенсацию за расходы властей на спасение туристов, если тур был организован с нарушением правил безопасности. Он заявил об этом после того, как 4 октября два человека погибли во время несогласованного восхождения на Вилючинский вулкан.
Солодов написал в своем телеграм-канале, что основной причиной стало грубое нарушение правил восхождения. Группа не была зарегистрирована в МЧС, проигнорировала факт закрытия маршрута и неблагоприятный сезон для покорения вулкана.
Губернатор указал, что уже не первый такой поход в регионе заканчивается трагедией, поэтому он поручил в кратчайшие сроки подготовить и после согласования с МЧС внести в Госдуму соответствующую законодательную инициативу.
В спасательной операции участвовали 40 человек. Редакция Бизнес ФМ поговорила с представителем туркомпании на Камчатке, которая организовывает в том числе экстремальные туры. Он попросил не называть его имя:
— Все расслабились на маршрутах: один раз сходили в какие-то слабые горы, ни категорийности, ничего — трекинговые палки, не более. Отсутствие страховки, ледорубов — все, и сознательно идут на маршруты. Во-первых, люди абсолютно не понимают, на какой вулкан, когда, где какая крутизна, в какой месяц надо ходить. Все прекрасно понимают — в это время нельзя ходить, этот маршрут уже становится более профессиональным ввиду того, что наледь и низкие температуры осложняют восхождение. Введут какой-то штраф — не штраф — будут оплачивать спасателям. Я так думаю, многие, наоборот, вообще не будут регистрироваться. 10% — это в лучшем случае, у кого есть спутниковые телефоны, будут звонить. Если это гид-экскурсовод, гид-проводник, в частности гид-проводник на горном маршруте, ты обязан аттестацию пройти, то-то, то-то. Но нигде не фигурирует информация о том, что на маршрут ты не имеешь права идти, если у тебя нет спутникового телефона. Это всегда имеет рекомендательный характер. Хотя это абсолютно неверно — там же не везде есть сотовая связь. Тот же самый Эльбрус — не везде она берет.
— А вообще такие экстремальные восхождения где-то должны регистрироваться?
— В летний период, если высота полтора километра и наклон, крутизна практически отсутствует, я считаю, если категорийность не присвоена, можно не регистрироваться. Если же даже к Горелому осенью идешь, где-то подморозило верхушку — это надо регистрировать, не говоря уже про Авачинский вулкан.
— Вы тоже сейчас апеллируете к здравому смыслу, а где-то прописано, что надо регистрировать восхождение, например на Вилючинский вулкан?
— Ну конечно. Открываете парк «Вулканы Камчатки», к нему относятся Мутновский, Горелый, собственно, Малая долина гейзеров, горячие источники, ну и Вилючинский. И там все расписано по каждому маршруту. Мы идем, условно, на восхождение — на территории парка находится вулкан Вилючинский. Соответственно, мы подаем заявку, маршрут прописывается: что мы выбираем то-се, соблюдены требования, оплачены миграционные сборы — все, у нас есть пропуск в этот парк. Условно, мы в парке отметку сделали. Они же никуда не обязаны направлять информацию — спасателям или еще куда-то. Это мы самостоятельно: руководитель группы дает уже информацию, в МЧС размещается информация о том, что группа тогда-то регистрируется, тогда-то должна взойти на вершину по этому маршруту. После того как они сходили и удачно вернулись, с них снимают отметку. Не снял отметку — тебе большой, огромный штраф за то, что ты нарушил, что вернулся и не снял отметку. Первый раз — предупреждение, а второй — уже денежный штраф.
— А кто взимает — парк или региональные власти?
— Нет, естественно, это уже спасатели. Парку это абсолютно без разницы: ты зарегистрировался — и все.
— А если изначально не зарегистрировался?
— Инспектор будет дежурить, остановит тебя, и если у тебя нет разрешения — в мобильнике, условно, QR-кода, номера разрешения — ты указал, по рации связался или по спутнику. У него информация есть актуальная за последние часы, кто должен быть на маршруте. Как правило, у самых популярных маршрутов, конечно, инспектор присутствует. Поэтому, если конкретно по восхождениям, я бы обязал наличие спутникового телефона, обязательную регистрацию. Плюс самый главный момент — информация: если это коммерческий тур, любителя никак в эту систему не загонишь. Он захотел — это его жизнь. Они собрались, условно, друзьями, два-три человека, и пошли. Кто-то из них когда-то ходил, условно, на Эльбрус поднимался. А у нас климатическая особенность и в целом горный рельеф другой — у нас вулканический рельеф. Температурный режим нельзя забывать, потому что не дай бог ты ногу подвернул — экстренно пришлось остаться на маршруте. Особенно в зимний период — температуры низкие, минус 40, минус 50 может быть, и, соответственно, часы сходятся на минуты уже. Нужно оперативно и быстро действовать, потому что замерзнуть — это дело пяти минут.
Как сообщили ТАСС в оперативных службах региона, погибший при восхождении на Вилючинский вулкан альпинист Виктор Вавиленок был известным в крае гидом и входил в Федерацию альпинизма России.