Семнадцатый век, как это было
Сегодня мы обратимся к нескольким архивным источникам о житие-бытие калужан в XVII веке. Каково было население Калуги, чем занимались калужане в непростое столетие, нравы и обычаи.
Можно визуально представить границы тогдашней Калуги: на востоке она заканчивалась в районе современной Луначарского, на севере доходила до Дарвина, запад – это Березуйский овраг, а юг – улица Набережная. Улиц в Калуге и не было вовсе, были дороги. Тульская дорога шла по современным улицам Кутузова и Салтыкова-Щедрина. Московская дорога появилась еще в XV веке и от Оки шла по современным Монастырской, Воскресенской и вверх по современной Московской. Уже в то время она стала называться Московской Егорьевской.

Стоит добавить, что в конце века появляется Облупа, предтеча улицы Театральной. А до этого тут была Боровская дорога. Западная сторона Березуя со второй половины 17-го века стала заселяться и именоваться Завершьем. Это были бедные поселения берендеев, которые к тому же враждовали с жителями города. Вполне возможно, что уже в то описываемое нами время там появляется улочка Панская, своего рода прародительница современной улицы Пушкина. Не будем подробно описывать все основные события этого века, особенно военные сражения, цель публикации в другом, упомяну лишь некоторые.
Смутное время и новый век начались с того, что на очень короткое время Калуга вместе с другими городами была отдана принцу Густаву, сыну шведского короля Эрика XIV. В 1610 году в городе появляется Лжедмитрий II, «Калужский царек» с Мариной Мнишек. Здесь же и убитый (в бору) и, по легенде, похороненный в Троицкой церкви, тогда еще деревянной. Калуга пережила голод, разорение во времена неоднократных нашествий, сильный пожар 1622-го, который практически полностью уничтожил город, только в середине XVII века был выстроен новый деревянный кремль.
В 1626 году писцом Владимиром Плещеевым составлена опись города. В Калуге после разорения и пожара было 20 церквей, посадских дворов 171, в них 207 душ, которые платили оброк в сумме 65 рублей и 62 копеек. Обеднелых безоброчных дворов было 102 со 105 душами. Народ стал разбредаться в поисках лучшей жизни и работы. «От Сагайдашного побитых и от двух пожаров разбрелось и вымерло 115 мест. В Калуге остались «людишки молотчие, сапожники, да портные мастеришки и с тово числа (174) многие скитаются по своей братьи без дворишков. И сам воевода жаловался, что в Калуге, где воеводы стоят, на дворе две избы, да у ворот одна избенка и те худы», — писал Дмитрий Малинин в своей работе «Из Калужской старины».

Город стал разрастаться в середине XVII века, в 1649 году в Калужском посаде было уже 588 дворов.
В работе «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским» мы находим описание Калуги 1654 года:
«Поднявшись в среду утром, 2 августа, мы сделали около двадцати пяти верст, т.е. пять больших миль, и, переправившись чрез упомянутую реку на судах в третий раз, подъехали к большому городу, по имени Калуга. Река течет с края города; она очень широка и глубока. Городская крепость стоит на вершине высокого холма, и в настоящее время работают над сооружением другой, новой крепости, ниже первой, на скале холма, с каменными основаниями и прочными башнями, с целью обнести стеной несколько выступающих здесь прекрасных источников с вкусною водой. Начало их находится у самой стены старой крепости со стороны, обращенной к реке; при них устроены удивительные сооружения. Что касается города, то он весьма велик, больше Путивля, и также расположен на краю горы. В нем тридцать благолепных, прекрасных церквей; их колокольни, легкие, изящные, приподняты как минареты; куполы и кресты красивы. Вблизи церквей два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь.
Накануне двенадцатого воскресенья по Пятидесятнице, в которое пришелся праздник Божественного Преображения, мы отстояли службу в новой церкви, в честь Воскресения, как бы висячей, с окружною галереей, как все их церкви.

В этом городе все: воеводы, вельможи и торговцы, дарили нашему владыке патриарху удивительные дыни и блюда яблок; да будет благословен Творец за их красоту, величину, запах, цвет и вкус! С одной стороны, они румяны, с другой — белы, чисты, как снег, с тонкою кожицей, цветом и вкусом лучше яблок дамасских. Что касается дынь, то, как мы сказали, они чудесны и исключительно свойственны этой Калуге, ибо во всей стране московской нет подобных по величине и вкусу, как нам говорили».
Стоит пояснить, что новая церковь в честь Воскресения — это заново выстроенная в камне Воскресенская церковь, в прошлом веке разрушена, сейчас на ее территории — детский сад «Лучик».
Сразу после описываемых событий население вновь стало сильно убывать. Эпидемия чумы продолжалась почти полгода и унесла немало жителей. Спасение пришло от царя Александра Михайловича. Великий надежа отдал Калужскому посаду вотчину боярина Романова — село Спасское. Население прибавилось после того, как в 1658 году (по мнению Д. Малинина, в 1649 году) из села Спасского у Киевки на Болдасах (сейчас район Черемушек, улиц Стеклянников Сад и Подгорной) народ стал поселяться на современных улицах Луначарского и Салтыкова-Щедрина. По словам краеведа Малинина, население Калуги тогда выросло в два раза.
К концу XVII века краеведы относят возведение знаменитого «Дома Мнишек». Времени его постройки нет, его документальная история начинается именно с концом XVII века. Из раздельной записи 1697 года известно, что дом принадлежал роду Коробовых. Как он им достался, неизвестно, в 1870-м он перешел по наследству мещанке Лабахиной. Последний из Коробовых, Иван Иванович, умер в апреле 1870 года. Его нашли мертвым, одетого в шубу, тело практически разложилось. Тогда же открыли большие сундуки со старинной утварью и одеждой. Были там и кокошники с жемчугом, парченые сарафаны, но были настолько ветхи, что от одного прикосновения к ним разлетались в прах.
В 1897 году в здании открылся исторический музей. Версии о том, что это был дворец Лжедмитрия и Мнишек, идут от Карамзина, который писал о том, что они занимали самый лучший дом в городе, а Костомаров пишет, что сначала они заняли монастырь (Лаврентьевский), а затем переехали в построенный для них дворец. Единственная каменная постройка XVII века, не считая двух церквей, стояла слишком далеко от города и вряд ли была возведена в 1610 году.
В 1684-м в Калуге вновь был большой пожар, в 1690 году налетела саранча, а в 1700-м снова сгорел кремль, его восстанавливать уже не стали. XVIII век встречали празднованием Нового года, учрежденным Петром I с 1 января 1700 года.
Первую часть рассказа о Калуге XVII века я на этом заканчиваю. Во второй части мы «встретимся» с его населением.
Фото из архива автора.