Летопись
26 августа 1382 года, через два года после Куликовской битвы, Москва была захвачена Тохтамышем и разорена.
В 1381 году хан Тохтамыш послал Дмитрию Московскому ( Донскому ) и другим русским князьям послов с извещением о своей победе над Мамаем ( который бежал в Кафу, где был убит и ограблен своими бывшими союзниками генуэзцами) и с требованием подчинения ему князя Дмитрия , и выплаты дани за 8 лет, за что Тохтамыш обещал Дмитрию Донскому защиту от врагов. Послы были встречены со всеми почестями, одарены дорогими подарками, но от признания покорности хану и выплаты дани Дмитрий Донской уклонился.
В 1382 году в Казани внезапно , чтобы исключить возможность доставки известий в Москву , были перебиты или заключены под стражу все русские купцы. Товары и имущество были изъяты, суда доставлены к Тохтамышу для переправы через Волгу.
Переправив свои войска, Тохтамыш повел их на Москву. "Вел же войско стремительно и тайно, с такой коварной хитростью -- не давая вестям обогнать себя, чтоб не услышали на Руси о походе его".
Князь Олег Рязанский, чтобы не подвергать свое княжество разорению , встретил Тохтамыша за пределами рязанских земель, изъявил покорность, указал броды на реке Оке.
Известия о походе Тохтамыша застали Дмитрия Донского врасплох. В Москве началась паника.
Великий князь Дмитрий Донской вышел навстречу ордынцам, но не получив помощи от других князей и видя недостаток сил для борьбы с ордынцами, отправился для сбора рати в Кострому , а его соратник князь Владимир Андреевич Серпуховской в Волок Ламский.
Тохтамыш , перейдя реку Оку , взял Серпухов и направился на Москву: "волости и села жгучи и воюючи, а род христианский секучи и убиваючи, а иные люди в полон емлючи".
Народ со всей округи , со своим имуществом, бежал в Москву , чтобы укрыться за белокаменными стенами города. В Москве начались беспорядки : одни хотели затворить ворота и обороняться, другие пытались покинуть город. На вече было решено никого не выпускать из города , кроме княжеской семьи и Киприана , уполномоченного византийского патриарха в Москве.
В Москву прибыл молодой литовский князь , состоявший на русской службе, внук Ольгерда Остей. Он смог навести хоть какой - то порядок в городе и организовать оборону. Москвичи сожгли все посады вокруг города , чтобы лишить ордынцев укрытия и материала для осады.
23 августа 1382 года к Москве подошел передовой отряд Тохтамыша. Приблизившись к стенам , ордынцы спросили : " Есть ли в городе князь Дмитрий ? " Получив отрицательный ответ , они объехали вокруг города, осматривая ворота, стены, бойницы, подступы, ров. В городе в это время кто - то молился в храмах, а кто - то , вскрыв погреба зажиточных горожан, покинувших город, выносил съестные припасы , мед и вина.
Ночью 24 августа к городу подошли основные силы во главе с Тохтамышем. Когда ордынцы приблизились к городским стенам, москвичи , находящиеся на крепостной стене, пустили в них по стреле , получив в ответ ливень стрел, поразивших многих защитников города . Приставив лестницы к крепостным стенам , ордынцы пошли на штурм. Москвичи лили на штурмующих кипяток, горячую смолу, кидали камни, стреляли из луков и самострелов , били с пороков ( общее название метательных орудий и машин).
Также москвичами было использовано огнестрельное оружие , вывезенное из Булгара в 1376 году и "иные тюфяки ( род пушки , пищали) , а иные великие пушки пущаху". Кстати, огнестрельное оружие впервые на Руси было применено при обороне Москвы.
Один из москвичей по имени Адам, приметив с Фроловских ворот знатного ордынца военачальника , пустил в него стрелу из самострела, поразив врага насмерть
25 августа ордынцы тоже безуспешно штурмовали город , но все атаки были отбиты защитниками Москвы. Потери несли обе стороны. Тогда Тохтамыш решил пойти на хитрость.
26 августа 1382 года к городским стенам подошла делегация парламентёров, состоящая из знатных ордынских князей и вельмож. При них были сыновья Нижегородско - Суздальского князя Дмитрия Константиновича , княжичи Василий Кирдяпа и Семен, которых отец послал к Тохтамышу послами . Они были братьями жене Дмитрия Донского княгине Евдокии.
Парламентеры заявили : "Царь вам, своим людям , хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслуживаете смерти, ибо не на вас он войной пришел, но на Дмитрия, враждуя , ополчился. Вы же достойны помилования. Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, вместе со своим князем, так как хочет он увидеть город этот и в него войти, и в нем побывать , а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите".
Их слова подтвердили княжичи Василий Кирдяпа и Семен : "Мы ваши князья христианские вам в том клянёмся".
Горожане поверили и открыли ворота. Из города торжественно вышли князь Остей , духовенство, бояре и простой люд. Ордынцы же набросились на них и всех изрубили. Ворвавшись в город , ордынцы принялись убивать, грабить и жечь.
"И была в граде сеча зла и вне града тако же сеча велика. И до тех пор секли, пока руки и плечи их не ослабли, и не обессилели они".
Все люди в Москве были узрублены, сожжены , утоплены или угнаны в рабство. В огне пожара погибло огромное колличество книг и летописей , связённых для хранения в Москву со всей округи. Вся княжеская казна была вывезена. Москва опустела.